Экономика бедных. Проблема бедности и пути её решения. Бедные люди. Неудачный поход в Европу

Со следующего года десятки миллионов российских граждан лишатся социальных льгот. Взамен им будут предложены денежные компенсации, размер которых будет в несколько раз меньше «рублевого» эквивалента отменяемых льгот. Вот-вот правительство...

Со следующего года десятки миллионов российских граждан лишатся социальных льгот. Взамен им будут предложены денежные компенсации, размер которых будет в несколько раз меньше «рублевого» эквивалента отменяемых льгот. Вот-вот правительство внесет в Госдуму соответствующие законопроекты, сомневаться в принятии которых не приходится.

Впрочем, все логично.

Сперва большинство общества смирилось с тем, что ему заткнули рот, - когда власть уничтожила независимое от себя телевидение.

Затем оно смирилось с тем, что ему связали руки, - когда власть превратила выборы в фарс и сделала себя фактически несменяемой.

Что ж, к тем, у кого заткнут рот и связаны руки, можно безнаказанно залезть в карман…

За все не в ответе

Теоретическое право на различные льготы имеют около 30 миллионов граждан России. Начиная от инвалидов и ветеранов войны и заканчивая репрессированными и бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей.

На практике этими льготами пользуются далеко не все - государство финансирует лишь часть соответствующих «социальных мандатов». Иначе говоря, не платит по своим обязательствам.

Простой пример: федеральный бюджет должен оплачивать инвалидам войны приобретение автомашин, ветеранам и инвалидам войны - санаторные путевки, установку телефона, проезд раз в год на поезде, самолете или автобусе в любую точку страны, протезирование и изготовление ортопедической обуви.

Реально эти расходы финансируются на 5-10%. Конечно, особо настойчивые граждане могут пойти в суд и выиграть дело. Но все в суд не пойдут - на что, собственно, и рассчитывает власть…

Впрочем, теперь правительство хочет еще больше упростить себе задачу.

«Объем социальных обязательств государства превышает возможности правительства», - заявляет Михаил Фрадков. Мол, «действующая система социальных преференций, основы которой были заложены в дореформенный период, не вписывается в новые социально-экономические реалии».

Ну, насчет «дореформенного периода» премьер, мягко говоря, лукавит. Большая часть льгот установлена законом «О ветеранах», который вступил в силу в январе 1995 года. Да и все остальные «льготные» законы приняты отнюдь не при советской власти…

Но что же предлагает правительство?

Для начала большую часть льгот, начиная с 2005 года, хотят «сбросить» на регионы. Ветераны труда, ветераны войны, труженики тыла, репрессированные (они составляют примерно две трети от общего числа «льготников») отныне будут получать льготы в зависимости от того, будут ли в соответствующих бюджетах на это деньги.

«Мы надеемся, что регионы сохранят льготы для ветеранов труда и тружеников тыла, и даже увеличат их», - заявляет министр финансов Алексей Кудрин. Звучит как издевательство: ведь именно усилиями г-на Кудрина, являющегося главным идеологом такого «перераспределения», у регионов ежегодно отбирают источники доходов, предлагая им «жить по средствам».

Что получится - предположить нетрудно: в семидесяти «дотационных» регионах о каких-либо льготах для указанных категорий граждан придется просто забыть. А если кто из них захочет судиться - свои претензии он будет предъявлять не правительству, а региональной власти.

«Центр» при этом ни за что не будет отвечать - он будет только сурово спрашивать с «низов» за то, что граждане не получают льгот…

Далее, предлагается отменить «спящие мандаты» - социальные обязательства государства, которые закреплены в законах, но на практике не исполняются. Ничего не скажешь, блистательная логика: вместо того чтобы выгнать правительство, не способное исполнять законы, предлагается отменить не исполняемые им законы…

Заметим: одним из первых, по замыслам правительства, под «сокращение» попадает право военнослужащих и членов их семей раз в год бесплатно выезжать на отдых. Кто захочет в этих условиях служить на Севере, в Сибири или на Дальнем Востоке? Вопрос, что называется, риторический.

Льготы в натуре

А теперь - самое существенное и самое циничное.

Те льготы, за финансирование которых будет отвечать федеральный бюджет, - льготы для инвалидов и участников войны, «чернобыльцев», Героев СССР и России, а также инвалидов первой, второй и третьей групп - правительство хочет перевести в натуральную (денежную) форму.

Иначе говоря, вместо того чтобы пользоваться правом на бесплатный проезд, на 50-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, на бесплатное получение лекарств и санаторных путевок, на протезирование и лечение зубов и так далее, «льготники» получат денежные компенсации. Получил деньги - и трать их, как душа пожелает. Хоть на автобусе целый день катайся, хоть за квартиру плати, хоть путевку покупай…

«Почти 40% граждан готовы заменить льготы денежными компенсациями, причем наиболее активно высказываются за замену их денежными выплатами сельские жители», - заявляет министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. Мол, те, кто перейдет на «натуральную форму» получения льгот, только выиграют.

Непонятно только, в чем будет заключаться этот выигрыш.

Между тем участники упомянутого г-ном Зурабовым опроса заявляли, что хотели бы вместо своих льгот получать компенсацию в одну-две тысячи рублей ежемесячно. Комментируя это, министр заметил, что «ожидания, связанные с размером денежных компенсаций, во многом завышены».

Но при чем тут «завышенные ожидания»? Может быть, «социальный» министр не знает, сколько стоят в России лекарства, общественный транспорт или услуги жилкомхоза? Несложный расчет показывает, что, скажем, для участников войны «натуральное» выражение всех полагающихся им льгот составляет около 3 тысяч рублей в месяц. Предлагается же им в четыре-пять раз меньше.

Да, в стране есть немало тех, кто с радостью согласился бы получать и компенсации в 250 рублей. Скажем, те, кто живет в деревне и никаких льгот - например, на установку или оплату телефона, - отродясь не имел по причине отсутствия телефона. Как и льгот на проезд в общественном транспорте - по аналогичной причине. И при этом нерегулярно получает зарплату в полторы-две тысячи рублей или пенсию еще меньшего размера.

Понятно, что перспектива замены гипотетических льгот «живыми» деньгами будет в данном случае рассматриваться как замена журавля в небе на синицу в руках. Но большая часть «льготников» - жители больших и средних городов, а их перспективы оказываются безрадостными…

И бедные станут богатыми?

Борьба с бедностью - одно из наиболее громко провозглашаемых сегодня намерений власти: Владимир Путин не раз заявлял, что «премьер и члены кабинета будут нести личную ответственность за уровень и качество жизни граждан».

Казалось бы, в условиях экономического роста, который служит одним из главных факторов, обеспечивающих популярность президента, этот уровень и качество должны только повышаться.

На деле же все происходит ровным счетом наоборот: рост доходов государства сопровождается урезанием социальных расходов. Чем больше у государства денег - тем больше оно стремится их экономить.

Экономят, впрочем, не на всех.

На то, чтобы платить чиновникам непомерные зарплаты (в тщетной надежде, что они будут меньше воровать), денег не жалко.

Как не жалко их на президентские резиденции, на государственную охрану ВИП-персон, на все новые и новые чиновничьи структуры, на обсуждаемые переезды высших судов в Петербург, на разрушение Чечни с последующим «восстановлением»…

А вот на бедных - жалко. На них-то экономят как могут. И не только теми способами, которые описаны выше.

С некоторых пор в России малоимущие граждане (те, у кого доход ниже прожиточного минимума) имеют право на получение государственной социальной помощи. Помощь, вообще говоря, невелика - получить можно лишь столько, на сколько доход «недотягивает» до прожиточного минимума.

Но и на этих крохах правительство решило сэкономить. И 20 августа 2003 года приняло мало кому известное и, по понятным причинам, не афишируемое постановление № 512. Где черным по белому записано: к доходам гражданина или семьи относятся «денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий».

Иначе говоря, если гражданин имеет право на 50% оплаты за квартиру - оставшиеся 50% считаются доходом (!). Имеешь право получать бесплатные лекарства, бесплатно ездить на транспорте, получать путевку в санаторий или устанавливать зубные протезы - стоимость всего этого приплюсуют к «доходам». Независимо от того, пользуешься ты этими льготами или нет. Будь ты хоть прикованный к дому инвалид - все льготы, в том числе по проезду на общественном транспорте, добавят к пенсии. И если в результате этой арифметической операции получится величина, превышающая прожиточный минимум (составляющий, скажем, для питерских пенсионеров 1961 рубль), - можно проститься с надеждами на социальную помощь. Что и происходит: многие граждане, ранее эту помощь получавшие, теперь ее лишились…

Эта мошенническая методика дает возможность в один миг превратить миллионы россиян в «обеспеченных». Замечательный получается способ борьбы с бедностью, не правда ли?

P.S. После совещания у президента 25 мая члены кабинета министров заговорили о других суммах компенсаций - примерно в два раза больше, чем обещали вначале. Странно, почему не раз в пять? Хотя и «в два раза» - это все равно втрое меньше необходимого. Да и в бюджете 2005 года на компенсации заложены все те же 165-170 млрд рублей. В среднем - по 400 рублей на «льготника» в месяц. Откуда же возьмутся при этом «двойные» суммы компенсаций?

И потом, что это за правительство, которое, стоило президенту нахмурить брови, тут же в сжатые, заметьте, сроки «скорректировало» свои планы? И почему наш кабинет министров так вольно обращается с государственным бюджетом? Одно объяснение лежит на поверхности: это политика двойных стандартов. Для населения - «Жрите, что дают». Для гаранта Конституции - «Чего изволите?» А ну как гарант опять нахмурится.

Переход к рыночной экономике после распада СССР привел к росту разрыва в доходах между бедными и богатыми. Сейчас на долю менее состоятельной половины населения приходится только 17% национального дохода - так было сто лет назад

Фото: Виктор Коротаев / Reuters

Уровень экономического неравенства в современной России сопоставим с дореволюционными показателями, следует из доклада о неравенстве в мире (World Inequality Report,.pdf), подготовленного исследователями Всемирной лаборатории экономического неравенства (среди них — автор экономического бестселлера «Капитал в XXI веке» ).

Если упорядочить всех взрослых россиян по уровню дохода и разделить на две половины, то на долю первой группы будет приходиться лишь 17% национального дохода* в 2016 году, на долю второй — 83%. При этом доходы богатейших 10% граждан составляют 45,5% национального дохода. Это почти совпадает с распределением дохода в 1905 году (см. график ). Данные по 1905 году основаны на историческом документе — таблице распределения доходов, подготовленной фискальными органами царской России в преддверии возможного введения подоходного налога.

* Национальный доход арифметически определяется как ВВП минус обесценение основного капитала плюс чистый иностранный доход (разница между стоимостью, созданной на территории страны с помощью иностранцев, и стоимостью, созданной за границей с помощью своих граждан).

Лучше чем в США, хуже, чем в Китае

Доход, приходящийся в среднем на одного взрослого россиянина, в 2016 году составил €23,2 тыс. за год, что по методологии авторов соответствует около 55 тыс. руб. в месяц. Но на самом деле доходы распределены крайне неравномерно: 50% населения (57,5 млн человек) получили в среднем только по €7,8 тыс. Наиболее обеспеченные 10% граждан (верхний дециль) располагали средним доходом в €105,5 тыс., следует из расчетов исследователей.

Таким образом, на 10% наиболее богатых россиян в 2016 году приходилось 45,5% национального дохода. Для сравнения: в Европе для верхнего дециля доля национального дохода составила 37%, в Китае — 41%. Но в Северной Америке (США и Канада) самые богатые 10% концентрируют еще больше дохода — 47%, в Индии и Бразилии и вовсе 55%. ​Самый высокий уровень неравенства зафиксирован на Ближнем Востоке, где верхние 10% аккумулировали 61% национального дохода.

1,15 млн россиян (1% ) располагают в среднем по €470 тыс. в год

11,5 тыс. человек (0,01% ) располагают в среднем €12,1 млн

Примерно тысяча богатейших россиян (0,001% ) располагает в среднем €58,6 млн национального дохода

Шоковая терапия

Переход от планово-административной экономики к рыночной после падения Советского Союза привел к резкому росту экономического неравенства. Если в 1990-1991 годах на долю 10% наиболее богатых граждан приходилось менее 25% национального дохода, то к 1996 году этот показатель вырос до 45%, а доля доходов «бедной» половины населения опустилась с 30 до 10%. Сейчас на долю бедных 50% приходится 17% национального дохода.

По оценке исследователей, самый благоприятный период с точки зрения экономического равенства страна пережила в так называемую «золотую пятилетку» (1966-1970 годы). В 1968 году на долю менее обеспеченной половины населения приходилось более 31% дохода, на долю наиболее состоятельных 10% граждан — 21,6%.

Основными бенефициарами экономического роста с 1998 по 2008 год стали богатые граждане: их доля в национальном доходе поднялась с 43 до 52%. Впрочем, мировой финансовый кризис, падение цен на нефть и экономические санкции ударили по доходам наиболее обеспеченных 10%: их доля опустилась с пика 2008 года до 45,5% в 2015 году.

​Уровень неравенства по коэффициенту Джини в 2016 году был 0,414 (показатель принимает значения от нуля в случае абсолютного равенства до единицы​ в случае абсолютного неравенства), следует из предварительных данных Росстата. В 1996 году коэффициент составлял 0,387, в 2000 году он вырос до 0,395, а в докризисном 2013 году равнялся 0,419.

Доля экономически уязвимого населения в России превышает 50% и продолжает расти, Всемирный банк в докладе, посвященном российской экономике. Население России с доходом ниже $10 в день выросло до 53,7%, при этом 13,8% россиян тратят меньше $5 в день.

Прогресс по НДФЛ

Авторы исследования указывают на эффективность прогрессивной шкалы налогообложения в борьбе с экономическим неравенством. Прогрессивная ставка не только снижает неравенство в доходах после уплаты налогов, но и дестимулирует граждан с высокими заработками добиваться еще больших зарплат и накопления имущества.

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец , что правительство обсуждает возможность введения элементов прогрессивной шкалы НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября глава правительства , что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей.

«У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

«Разрыв в доходах бешеный, прогрессивная шкала налогообложения все-таки нужна, но здесь необходимо действовать аккуратно, экономическими рычагами и смотреть, кому и насколько повышать, чтобы люди не теряли мотивацию. Задача состоит в том, чтобы выращивать средний класс по доходам, который сейчас составляет всего около 10% населения», — полагает профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Анатолий Бабич. По его мнению, наиболее обеспеченные граждане могли бы платить НДФЛ по повышенной ставке, в то время как людей, находящихся за чертой бедности, и пенсионеров, не имеющих накоплений, следует освободить от налогового бремени.

На этой неделе более трети россиян, опрошенных социологами "Левада–центра", сообщили, что бедность большинства населения унижает нашу страну сильнее всего. Справедливости ради скажем, бедных у нас пока не большинство. К беднякам официальная статистика относит граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, то есть чуть менее 10 тыс. рублей. Таковых в стране 19 млн. В ближайшие 3 года за чертой бедности окажутся более 20 млн наших соотечественников, сообщила глава . Каждый седьмой.

Конечно, бедность не порок. И вообще, как советует один вице–премьер, не надо гнаться за метражом квартир. Мы и не гонимся. По сведениям Рейтингового агентства строительного комплекса, на одного россиянина приходится 24 м2 жилплощади, что на 20% меньше стандарта ООН по обеспеченности жильем.

Однако скудости житья соотечественников умиляются не все чиновники. Поэтому озвучило идею о введении пособия на бедность. Право на участие в такой программе могут получить "все семьи, доходы и обеспеченность имуществом которых находятся ниже установленного уровня".

В ближайшие 3 года такая инициатива реализована не будет (не предусмотрена бюджетом). Но в дальнейшем - почему бы нет? В финансовом ведомстве понимают, что в ближайшие 3 года население не разбогатеет. А падение доходов граждан крайне негативно сказывается на розничной торговле.

В таком пособии немало плюсов. Главный из них - это установление "правил игры" с понятиями "нуждаемость" и "обеспеченность". Уровень выплаты "на бедность" будет невелик. Полноценно жить на это пособие граждане вряд ли смогут и работу не бросят. Но зато смогут поддерживать потребление хотя бы выше минимального.

Но идея Минфина была тут же раскритикована. Кто выступил с возражениями? Вы будете смеяться - , которое, по идее, и должно бороться с бедностью. Материальные ресурсы лучше направлять сразу на повышение зарплат, сказал начальник по социальной защите.

Однако статистика отмечает странную зависимость - зарплаты вроде и повышаются (за исключением 2 последних лет). Но средняя зарплата в РФ почему–то пляшет около магической цифры, эквивалентной стоимости 10 баррелей нефти в долларовом выражении. В конце 1990–х нефть стоила $10 за баррель, средняя же зарплата была около $100.

Десять лет спустя за баррель давали сотню долларов, и россиянин получал порядка $1000. Сейчас цена нефти качается около $50. А российская зарплата находится на уровне $500. Если это и совпадение, то очень странное.

Как верно заметил экономист Андрей Мовчан, российское народное хозяйство построено как "двухконтурный агрегат". Первый контур - это экспорт углеводородов и получение денег, а второй контур - это использование этих денег в экономике. Не забудем, что более двух третей отечественной экономики находится под контролем государства. И эта государственная экономика совершенно не заинтересована в том, чтобы доходы россиян выросли. Вот что имел в виду государственный министр труда. А если вы не поняли смысла его слов, тем хуже для вас.

Основная мантра чиновников сейчас - это "возрождение производства". При этом "производить" предполагается товары с высокой добавленной стоимостью, иначе зачем бы и огород городить. Для этого нужны инвестиции. А главное конкурентное преимущество России в производстве высокотехнологичных товаров - это квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила.

Но в современной экономике "относительно дешевая рабочая сила" - это ненадежное преимущество. Потому что оно исчезает по мере того, как сокращается бедность и растут доходы. Чем ближе российские зарплаты будут, допустим, к немецким, тем меньше смысла инвесторам, хоть немецким, хоть российским, открывать здесь высокотехнологичное производство. Суперприбыльности взяться неоткуда, а риски остаются высокими. История подъема нулевых не повторится. Нулевые были временем мирового экономического бума, а в Россию приходили сверхдоходы от высоких цен на нефть. Но этот поезд уже ушел. Поэтому государственное "производство" объективно нуждается в бедности трудящихся. Для своего "возрождения", разумеется.

Спровоцировать рост зарплат в этой ситуации могла бы только конкуренция предпринимателей за трудовые ресурсы. Но для этого нужны открытость экономики и радикальное снижение рисков для бизнеса.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни . Большие масштабы бедности, особенно в , представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Критерии бедности

Различают следующие виды уровней бедности:

  • национальный;
  • международный.

Национальный уровень бедности — это доля населения , живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума , т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины — набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности — это доход , обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по . Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

Распространение бедности

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек . В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) — 1-1,2 млрд чел. Иными словами, 40-48% населения мира — бедные, а 16-19% — сверхбедные .

С 80-х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве — Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. не претерпело существенных изменений. Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть — в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.

Чрезвычайная бедность в регионах мира (2002 г.)

В отдельных развивающихся странах проблема бедности уже давно достигла критического уровня. Например, в начале XXI в. менее чем на 1 долл. в день вынуждено существовать 76% населения Замбии, 71% — Нигерии, 61% — Мадагаскара, 58% — Танзании, 54% — Гаити.

С начала 90-х гг. XX в. проблема бедности и сверхбедности затронула и бывшие социалистические государства. Так, в Молдавии к категории бедных относится 64%, а к категории сверхбедных — 22% населения (2001 г.), в Монголии соответственно 75% и 27% (2001 г.). По результатам обследования, проведенного Всемирным банком в 2002 г., в России доля населения с доходом менее 1 долл. в день составляет менее 2%, с доходом менее 2 долл. — 7,5%.

Пути преодоления бедности

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является , поскольку именно экономический рост ведет к увеличению , за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста (как, например, в Нигерии, где в 1990-2003 гг. ВВП увеличивался в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии в эти же годы), так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (ТЭК в Нигерии).

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным , хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия , определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

Раздел 1. Сущность бедности.

Раздел 2. Причины возникновения бедности .

Раздел 3. Масштабы бедности .

Раздел 4. Концепции определения бедности.

- Подраздел 1. Абсолютная концепция бедности.

- Подраздел 2. Относительная концепция бедности.

- Подраздел 3. Субъективная концепция бедности.

- Подраздел 4. Депривационный подход.

Раздел 5. Последствия бедности в мире.

Раздел 6. Основные показатели бедности.

- Подраздел 1. Жильё.

- Подраздел 2. Голод.

Раздел 7. Устранение ограничений на государственные услуги.

Раздел 8. Бедность в искусстве.

Раздел 9. Цитаты и афоризмы про бедность.

Бедность — крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств и также для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный , который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

Бедность — состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.

Сущность бедности

Выделяют два вида бедности.

1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей - в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни.

Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах . Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.). Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи и в разных странах.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточных финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Уже работы А. Смита выявили относительную природу бедности через связь бедности и социального стыда, т.е. Разрывом между социальными стандартами и материальной способностью придерживаться их.Ещё в XIX веке было предложено вычислять черту бедности на основе семейных бюджетов и ввести тем самым критерий абсолютной бедности, связать критерии определения бедности с уровнем доходов и удовлетворением основных потребностей индивида, связанных с поддержанием определённого уровня его работоспособности и здоровья. Значительный вклад в исследования проблем бедности внесли как экономисты, так и социологи, большинством которых была признана закономерность существования бедности в обществе; различие точек зрения состояло, прежде всего, в признании или отрицании необходимости вмешательства государства в решение проблемы бедности и в масштабах такого вмешательства. В исследованиях причин и места бедности в обществе выделяют период с XVIII до первой половины XX века (А. Смит, Д. Риккардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э. Раклю, К. Маркс, Ч. Бут и С. Раунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А. Хайке, П. Таунсенд и др.)

Причины возникновения бедности

бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы.