Доклад на тему: Развитие конкурсного и олимпиадного движения школьников как механизм повышения качества образования. Теоретические аспекты организации социальных олимпиад План развития олимпиадного движения в школе

Олимпиадное движение (как форма организации обучения) - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели - подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к творчеству).

Олимпиадное движение в вузе можно рассматривать как составную часть элитарного образования, которое для одарённых детей Шпаревой Г.Т. определено как «наиболее технологичная и подвижная часть культуры, активизирующая процесс взращивания многопрофильной элиты и выступающая как система отбора, обучения и развития одарённых детей. Оно обеспечивает формирование инновационной культуры человека как стратегического ресурса нового века и оптимизирует соотношение традиций и обновления в любом виде деятельности» . При этом элитарность понимается не как ограничения по участию в олимпиадном движении, а как предоставление каждому обучающемуся возможность проявить себя в творчестве и стать членом интеллектуальной элиты страны, определяющей её инновационное развитие.

В процессе проектирования олимпиадного движения целью является подготовка в системе высшего профессионального образования, прежде всего конкурентоспособной личности.

В системе подготовки будущего специалиста олимпиадное движение как форма организации обучения выполняет несколько функций, которые явно способствуют формированию академической активности и творческих профессиональных компетенций:

1. Адаптивная функция проявляется в том, что обучающийся как участник включается в творческий коллективный процесс по решению производственной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные моменты профессиональной деятельности.

2. Целевая функция определяет специфику поведения и профессиональной деятельности, задаёт вектор творческого саморазвития будущего инженера.

3. Обучающая функция состоит в дополнении и обогащении основной теоретической подготовки во время участия в олимпиадах, создаёт условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков.

4. Воспитывающая функция проявляется в том, что к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие олимпиадного коллектива других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды через решение региональных проблем, и прежде всего через самоисследование и самовоспитание.

5. Рефлексивная функция предполагает анализ собственной теоретической подготовки, возможность проверки и корректировки в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, в условиях неопределённости и жёсткого цейтнота времени.

Олимпиадное движение - это специфическая реальность, рассматриваемая как специальная сфера социальной деятельности, в которой участники (и обучающиеся и преподаватели) совместно повышают уровень своих творческих способностей. Студенты, осуществляющие «производство» собственных мыслей в условиях олимпиадного движения, оформление их в слова через сотрудничество и соперничество, переживают состояние творца - создателя нового, состояние открытия, инсайта.

В образовательном процессе олимпиадное движение, основанное на саморазвитии обучающегося, представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении (быстром и без психологической деформации) в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося в условиях олимпиадной среды.

Образование опосредуется потребностями человека, которые целенаправленно удовлетворяют в образовательном процессе. В олимпиадном движении интегрируются познавательные и социальные потребности человека с целью становления профессиональных компетенций. Специфика олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе.

Олимпиадное движение в высшей школе выступает как один из специально контролируемых и организованных процессов приобщения студента к межличностному взаимодействию на основе творческой профессионально-ориентированной деятельности и воспитания нравственных качеств.

Рассматривая, олимпиадное движение как элитарное образование, нельзя не согласится с тезисом о том, что оно состоит не только в особом функционировании «отдельных модулей (научно-методологического, практико-педагогического, акмеологического, финансово-экономического, материально-технического, информационно-издательского, административного), но и в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию когнитивной и личностной парадигм образования при сохранении организационной, содержательной, технологической преемственности педагогического процесса на всех его этапах».

В олимпиадном движении реализуются процессы, которые можно положить в основу организации инновационного образовательного процесса:

1. Развивается понимание личностной ценности других людей и возможности учёта их мировоззрения при совместном решении профессиональных творческих задач;

2. Развиваются познавательные способности с выходом на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности и создаётся нацеленность на непрерывное образование;

3. Творческие способности развиваются при выполнении реальных проектов;

4. Обучающиеся получают возможность вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.

На наш взгляд, олимпиадное движение как форма организации обучения прежде всего нацелена на подготовку творчески саморазвивающейся личности. Мы согласны с В.И. Андреевым, что творчески саморазвивающаяся личность - это «личность, ориентированная на творчество в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации всё более сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит самосозидание, т.е. творческое позитивное изменение "самости", среди которых системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая реализация» .

Мы рассматриваем олимпиадное движение как элемент сознательного управления академической активностью и творческой деятельностью. При этом мы опираемся на мысль Я.А. Пономарёва о том, что «до последнего времени задача обучения творческому мышлению оставалась по существу не более чем хорошим пожеланием и реализовалась в очень ограниченной степени, главным образом за счёт отдельных чисто эмпирических находок. Но и эти находки, как правило, не поддавались должному обобщению и систематизации, а потому и не внедрялись в обучение. Сейчас картина начинает меняться.

По нашему мнению, специально-организованная познавательная деятельность в виде участия в олимпиадном движении имеет естественные и многогранные связи с повседневной производственной деятельностью специалиста и интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры при вступлении в новый коллектив, повысить уровень управленческих умений, т.е. предоставляет возможность выбора профессиональной деятельности на уровне удовлетворения мотивации самоактуализации. Следовательно, вовлечение обучающихся в олимпиадное движение оказывает мощное воздействие на становление и развитие личности в соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) третьего поколения.

В олимпиадном движении разрешается противоречие между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса. «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью» (К. Маркс). Подлинно творческой, свободной является деятельность внутренне необходимая человеку, выражающая его внутренние стремления к творчеству в профессиональной области, и протекающая в русле специально организованных условиях в образовательном учреждении. Ценность участия в олимпиадном движении заключается в том, что совместный поиск творческих решений выступает как средство самовыражения; выражения эмоций и чувств; развития духовной культуры и интеллекта; реализации креативности; полифункционального назначения; взаимопонимания между людьми, что мы и называем академической активностью. Предполагается, что студент будет последовательно переходить от этапа предметных олимпиад - к конкурсам по специальности, затем к научной работе (что может быть отражено участием в конкурсе выпускных квалификационных работ).

Олимпиадное движение как элемент полидисциплинарной, многоступенчатой системы образования, имеющий возможность сочетания административного и инициативного способов трансляции позитивного опыта, способно нейтрализовать негативный опыт, влияющий на социализацию молодёжи.

Олимпиадное движение обеспечивает социализацию личности с целью обеспечения её функционирования в обществе и инновационных процессах на производстве в качестве полноправного члена через определение не только системы профессиональных знаний, но и знаний, норм, ценностей, составляющих культуру современного общества. Эффективность процесса социализации с позиций креативной деятельности обеспечивается, с одной стороны, общественными установками на признание инновационного характера развития производства, с другой - личными мотивациями обучающегося. Опыт активного обучения посредством участия в олимпиадном движении подтверждает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в условиях традиционного обучения:

1. Формирование профессионально-ориентированной мотивации к учебной деятельности;

2. Выработка системного мышления специалиста, подразумевающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

3. Приобретение навыка коллективной мыслительной и практической работы, формирование навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу;

4. Развитие творческого потенциала личности.

Таким образом, анализ эффективности олимпиадного движения подтверждает тезис о том, что включение олимпиадного движения в систему высшего профессионального образования, как формы организации обучения способствует развитию креативности обучающихся и формированию творческих профессиональных компетенций специалиста, готового к эффективной деятельности в условиях становления инновационной экономики России. Достижение таких результатов возможно при условии глубокой методической проработки процессов развития креативности и формирования творческих профессиональных компетенций в условиях олимпиадного движения.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Усть-Ишимского муниципального района

Рассмотрена Принята «Утверждено»

На заседании МО учителей Педагогическим советом Директор МБОУ «лицей «Альфа»

физико-математического цикла МБОУ «лицей «Альфа» ____________/Н.Г. Сухатская/

Протокол № Протокол от № ______

от__________ 2017г. от _________________

Руководитель МО

_____/Мамаева Е. Н./

Программа подготовки олимпиадного движения предметов

физико-математического цикла

Усть-Ишим

2017

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Траектория подготовки к олимпиадам

На современном этапе в образовании все больше утверждается компетентностно-деятельностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
В системе подготовке к олимпиадам можно выделить три основных этапа.
1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
отличающихся нестандартным мышлением

Выявление одаренных учеников начинается в пятом классе на уроках и кружках. Например, в курсе математики 5 и 6 классов для выявления одаренных учеников большое значение имеют модули наглядной геометрии и решения нестандартных задач.
2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение
Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде начинается только с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием лицеистов в различных интеллектуальных мероприятиях, что формирует интерес к участию в олимпиадном движении.
3 этап. Подготовка участников олимпиад
Подготовка к олимпиадам - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Основными подходами при подготовке олимпийцев являются:

  • решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
  • подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
  • изучение различных методов решения задач;
  • комбинированные способы.

На олимпиадных занятиях по математике, физике и информатике основными методическими приемами, которые широко используют в работе учителя нашего лицея, являются индивидуальная работа учеников при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом, мозговой штурм (групповая работа) и консультации.
Для учащихся, которые выходят на заключительный этап Всероссийской олимпиады, разрабатываются индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории. Участниками олимпиад являются не только учащиеся. Можно сказать, что косвенно в них участвуют и учителя. Педагогам, занимающимся подготовкой к олимпиадам, необходимо постоянно отслеживать все инновации олимпиадного движения при помощи специальной литературы, информации, размещенной на образовательных Интернет-сайтах, постоянно заниматься самообразованием. У каждого учителя, занимающегося олимпиадным движением, созданы богатые «копилки» олимпиадных заданий от школьного до международного уровней. Эти задания систематически прорешиваются. Все педагоги нашего лицея имеют свободный доступ к Интернету. Многие обмениваются опытом с коллегами из других городов по электронной почте. Хорошей практикой для учителей является участие в работе осенней выездной многопредметной школы, где преподаватели вузов проводят тренинги по решению олимпиадных заданий

Предлагаем следующую систему подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в И нтернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

1. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Планируя свою работу, Вы можете следовать следующим рекомендациям:

  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
  • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

2. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

3.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

4.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.

5.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

6. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.

7 . Продолжаем самообразование.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

Планируемое мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности (см. Приложение 1)

май 2016,

начало сентября 2016

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

февраль 2017

учителя-предметники, зам.директора по УВР

Проект программы

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми

заместитель директора по УВР, директор школы

  • Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
  • Приказ об утверждении программы
  • Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
  • Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
  • Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
  • Положение о проведении школьных олимпиад

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам

сентябрь 2016

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога

Проведение школьных олимпиад

в течение года согласно плану работы ОУ

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в данных мероприятиях

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников

согласно плану работы ОУ

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в мероприятии

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

сертификаты участников, дипломы

Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель информатики

Читают интернет-журнал

Работа с педагогическими кадрами. Семинары

МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

Подготовила и прочитала:

учитель начальных классов

Аринина Е.И.

август 2017 г.

Тема доклада: Развитие конкурсного и олимпиадного движения школьников как механизм повышения качества образования.

Качество образования – есть качество не только конечных результатов,

но и всех процессов, влияющих на конечный результат.

Ю.А.Конаржевский

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Путь в научную, исследовательскую и творческую деятельность у каждого свой. Порой человеком движут любознательность, интерес, открытие новых возможностей, а иногда это путь через неудачи, чувство беспомощности и неудовлетворенности. Понятие «успех» не известно тому, кто не переживал поражений, а состояние эмоционального комфорта по достоинству оценит тот, кто хотя бы раз переживал эмоциональный дискомфорт. А формула успеха - это определение цели + сосредоточение усилий + упорство + уверенность в себе. Мы берем на вооружение аксиому, которую вывел М.Е.Литвак: «каждый из нас рождается королем. Лучшая вера, которая может быть у вас – это вера в успех, в ваше высокое предназначение. И вы будете поступать так, что добьетесь этого. Хуже – верить в то, что не сможете достигнуть». Индивидуальную готовность к успеху повышает конкуренция. Состязательность полезна и для развития успешности, как личностной характеристики, и понимания того, что к ошибкам и поражениям надо относиться не как к катастрофе, а как к опыту, открывающему возможность нового поиска. Поэтому позиция педагогического коллектива – воспитывать у детей успешность необходимо на основе введения их в конкурентную среду, в которой формируется собственное представление о своих возможностях, раскрываются и развиваются способности и таланты. Организация олимпиадного и конкурсного движения рассматривается, как импульс к саморазвитию, научному и творческому поиску.

Конкурентная среда заставляет думать и развивает мыслительную деятельность. Известно, что, учебные занятия – это нечто общее для всех детей, а мышление – есть проявление индивидуального отношения человека к знанию. Мышление – выступает, своего рода, инструментом индивидуализации знания. Активная учебно-познавательная деятельность позволяет через участие в олимпиадах и конкурсах развивать мышление, поскольку важнейшей ценностью образовательного процесса является мыслительная индивидуальность.

В последние годы наблюдается бум своеобразных олимпиад и конкурсов. Они имеют разные статусы: официальные, организованные управленческими образовательными структурами федерального, регионального, муниципального уровней; неофициальные (коммерческие), проводимые учреждениями и организациями от местных до международных. Мы стараемся использовать разные виды состязаний (изучив организаторов, их опыт и документы), с целью пробы сил, развития способностей и приобретения опыта, а также создания пространства для развития успешности. По этому, мы выбрали путь – вхождение в соревновательное движение (образование через участие в олимпиадах, конкурсах и других состязаниях). Целесообразно ли массовое участие в научных и творческих соревнованиях или это точечная работа с наиболее яркими детьми? Что лучше и для кого иметь два победителя всероссийской олимпиады школьников или 50-100 призеров и победителей разных всероссийских и международных конкурсов? Если у ребенка имеются проблемы с учебой надо (может) ли он участвовать в олимпиадах? И почему в среднешкольном возрасте около 20% детей проявляют свою «неординарность», а к выпускному классу их остается 2-5%? Все эти «почему» были предметом обсуждения педагогов. Нашу принципиальную позицию можно выразить словами Сократа «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить». Каждый ученик талантлив по- своему! Задача педагогического коллектива – найти, в чем его талант, порой даже игнорируя его ученические успехи (уходим от позиции, что талантливы только отличники).

В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.

Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых на выполнение заданий отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

В Интернет пространстве представлены материалы дистанционных конкурсов, олимпиад и викторин по различным предметным областям (математика, языкознание, литература, окружающий мир), а также межпредметные конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других областях знаний.

Разные виды внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

С 1 по 11 класс ученики нашей школы участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Более 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами.

Эта работа будет продолжена и в этом учебном году. Она способствует вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самореализации учеников начальной школы и повышению их самооценки.

Моя сегодняшняя работа продиктована реалией времени, когда мы включились в реализацию проекта «Одаренные дети».

В апреле 2017 года мне посчастливилось со своей ученицей 11 класса стать участником Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, которая проходила в городе Смоленске.

В моей педагогической деятельности это был первый опыт участия в олимпиаде такого уровня. В ходе общения с руководителями делегаций, лекций и круглых столов, анализа олимпиадных заданий я приобрела некоторый опыт работы с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиаде.

И сейчас, когда проходит муниципальный этап предметных олимпиад, хочется еще раз поговорить о развитии олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети».

Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность - ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность - способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.

Принимая во внимание, что не каждому одаренному ученику удается достичь успеха в предметных олимпиадах, очевидно, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с творческой одаренностью.

Когда в сентябре начался школьный этап предметных олимпиад, многие учителя сетовали на то, что это очень рано после летних каникул, не принимая во внимание тот факт, что подготовка к олимпиаде- это не повторение изученного школьного материала, а кропотливая работа изо дня в день, начиная с начальной школы, над расширением знаний в области предмета, выходящих за рамки школьной программы.

Олимпиада – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов. Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося.

Участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде?

Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.

Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку (любого уровня) должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса.

В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе.

Школьникам для успешного выступления в олимпиадах требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего, потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям, решениям тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Выявлять наиболее одаренных и заинтересованных школьников и их родителей необходимо через:

Наблюдения в ходе уроков;

Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Очень важным моментом в подготовке является создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

Реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

Уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

Как спланировать работу?

При планировании работы с группой школьников избегать формализма и излишней заорганизованности;

Оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

Предусмотреть возможность отдыха, релаксации;

Применять различные формы индивидуальной и парной работы.

Работать в Интернете

Общаться дистанционно

Участвовать в интенсивных школах и т.д.

    учитывать особенности работы по некоторым разделам русского языка.

Олимпиада для школьников рассчитана на проверку знаний всей системы языка, поэтому задания включают и проверку собственно знаний по словообразованию и морфологии и синтаксису и, естественно, лексики. С одной стороны, школьникам необходимо продемонстрировать знания, например, в области словообразования, с другой стороны, важно проявить умение видеть типичные формы и исторические изменения.

Характер заданий.

1. Знание современного и исторического морфемного членения слова. Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

2. Особенно интересными, но и непростыми являются задания «проблемного» характера: например, задания на проверку знаний в области исторической орфоэпии языка. Учащиеся должны сопоставить языковые факты (фрагменты стихотворений) с целью выявления территориальных особенностей произношения (например, петербургского и московского); по принадлежности автора к той или иной территории учащиеся должны сделать вывод о различии. Задания такого типа проверяют умение сопоставлять и анализировать языковые факты.

3. Задания на выявление исторических чередований являются обязательными в любом туре олимпиады, так как направлены на проверку орфографической зоркости школьника. Здесь, на мой взгляд, очень продуктивным при подготовке является прием «Лови ошибку».

4. Задания на знание семантики устаревших слов проверяют чутье школьника в области русской словесности. Прежде всего, задания данного типа опираются на тексты художественной литературы разных эпох и учащиеся должны показать знания не только в области языка, но и литературы. При этом участники должны показать знание и семантической системы современного русского литературного языка.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

5. Задания по фразеологии. Они занимают особое место в олимпиаде и посвящены проверке общей эрудиции школьников. Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

6. Задание на знание исторического написания слов являются одними из самых актуальных, поскольку указывают, помимо собственно лингвистических причин, на внелингвистические факторы изменения графики: это процессы, происходящие в обществе и влияющие на смену алфавита, в частности, участие властей в формировании русской графики и орфографии.

7. Участники олимпиады должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения , при этом они должны отметить, что некоторые буквы, включенные в алфавит в определенный исторический период, становятся отражением влияния культуры и языка другой страны.

8. Задания, связанные с сопоставлением лингвистических фактов в диахроническом аспекте, нацелены также и на знание межкультурной коммуникации.

Хочу вам продемонстрировать некоторые задания заключительного этапа олимпиады для учеников 9 класса. Фотография была сделана с экрана при анализе выполнения заданий соревновательных туров

Известный лингвист В.В. Виноградов говорил: «Слова, идеи и вещи должны изучаться как аналогические и взаимодействующие ряды явлений».

При анализе различных источников по развитию олимпиадного движения мною сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов.

    Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий.

2. Высокая мотивация обучения.

В п. 12. ФЗ «Об образовании» говорится: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников

1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников.

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников.

Поступление в престижное учебное заведение, на примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах является достаточной мотивацией для занятий.

Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.

3. Продуманность и систематичность занятий

В заключении хочу сделать некоторые выводы о путях повышения эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения для повышения рейтинга учебного заведения, в части результативности выступления обучающихся в предметных олимпиадах:

Организовывать подготовку к учебным олимпиадам в течение всего учебного года.

Скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебным предметам.

Обеспечить методическую поддержку учителям, проводящим подготовку к олимпиадам.

Привлечь преподавателей высшей школы к работе по подготовке к олимпиадам.

Важно понять, что педагог, который подготавливает учеников к олимпиадам, фактически встает в педагогическую позицию тьютера, сопровождающего: он выстраивает индивидуальный маршрут ребенка и сопровождает его во время этого пути.

Закончить хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Творческих всем успехов, рождения новых талантов и гениев и высоких результатов!

Это первая часть главы "Мой взгляд на олимпиадное движение, методы работы " научного руководителя сайт, учителя физики и астрономии высшей категории г. Бобруйска Владимира Грабцевича из его Методического пособия для подготовки к олимпиаде по физике .

  1. Актуальность проблемы.
  2. Олимпиадное движение в системе образования.
  3. Олимпиадное движение в школе.
  4. Вовлечение в олимпиадное движение.
  5. Практические рекомендации.

1. Актуальность проблемы

Выбор профессии для молодого человека одна из важнейших задач, которую он решает с переменным успехом. Интерес к будущей профессии зарождается в школьные годы. В этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности . Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования . В школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования . Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир ». А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

2. Олимпиадное движение в системе образования

Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время в Беларуси проводятся школьные, городские (районные), областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике. Уровень республиканских олимпиад достаточно высок. Высокий уровень республиканской олимпиады требует, чтобы и олимпиады менее высокого ранга содержали достаточно сложные и оригинальные задания. Иначе не возможно будет сформировать команду способную успешно конкурировать на различных этапах олимпиад. Сложность и оригинальность задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах.

Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?

  • у нашей молодежи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом.
  • выпускной экзамен по физике не является обязательным, это приводит к значительному снижению знаний по этому предмету у выпускников школ. Физика — предмет по выбору. Например, в США физика обязательный предмет.
  • участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания молодых людей. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех делах. Это опора учителя, проводники его идей.

3. Олимпиадное движение в школе

Физика в школе изучается с 7 класса , а серьезное участие в олимпиаде (городской, районный тур) начинается с 9 класса . Следовательно, возникший разрыв необходимо устранить на школьном уровне. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.

Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.

1-й тип задач использует условный мир идеализированных моделей : материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. д. Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.

2-й тип — это задачи, приближенные к практике , родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. п. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.

Для решения задач предлагавшихся на наших олимпиадах не требуются сложных математических выкладок. Иначе обстоит дело на международных олимпиадах.

3-й тип — экспериментальные задания . Экспериментальные задания включаются на этапе областных олимпиад. К сожалению, бедность наших физических кабинетов, которые не обновлялись десятки лет, не позволяет качественно повысить знание при решении этого типа задач.

По объективным причинам происходит селекция экспериментальных задач, выполнение задания на простейшем оборудовании (что под рукой). Вместе с тем простота задания и применяемых экспериментальных средств часто оказывается достоинством, а не недостатком. Экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения , необходимо провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ. Тем не менее, экспериментальные задачи международных олимпиад — это, как правило, обширные экспериментальные исследования, выполняемые на современном оборудовании с использованием современных экспериментальных методик.