Менеджмент в образовании руководство дошкольной образовательной организации. Педагогический менеджмент в управлении инновациями в дошкольном образовательном учреждении. Преимущества прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей

Для успешного осуществления процесса модернизации всей системы образования Россия нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления педагогическими коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Внедрение инноваций трудный и болезненный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать и развиваться в современном обществе, для которого характерна конкуренция организаций, учреждений, фирм.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и др.).

Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Организация комплексного сопровождения индивидуального развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения требует разных подходов к образовательному процессу, его планированию и разработке программно-методического обеспечения деятельности детского сада, к организации работы службы охраны труда .

Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования должны мотивировать дошкольное учреждение к использованию современных образовательных комплексных программ, технологий, методик.

Инновационный менеджмент в современном дошкольном образовательном учреждении предполагает:

  • разработку планов и программ инновационной деятельности;
  • наблюдение за ходом разработки инновационного продукта и его внедрением;
  • рассмотрение проектов создания новых продуктов;
  • проведение единой инновационной политики - координация деятельности всех структурных подразделений;
  • финансовое и материальное обеспечение инновационных процессов;
  • управление персоналом, осуществляющим инновации;
  • создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Примерами управления инновациями в ДОУ могут быть:

1. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.

2. Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

3. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.

4. Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.

5. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.

6. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

7. Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).

8. Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.

9. Научно-методические продукты инновационной деятельности - публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.

10.Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.

11. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

12. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Таким образом, для эффективного и рационального руководства современным дошкольным образовательным учреждением менеджер образования - заведующий, директор, руководитель должен овладеть основами управления, разобраться в современных эффективных стратегиях и методах управления ДОУ, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских функциях руководителя.

Использованная литература

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ, № 4, 2009.

4. Поздняк Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением // Управление ДОУ, № 3, 2006.

5. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. - М.: Линка-Пресс, 2009.

6. Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ // Управление ДОУ, № 2, 2008.

Глава I. Научно-теоретические основы организации менеджмента.

1.1. Объективные предпосылки формирования менеджмента как науки и практики управления.

1.2. Менеджмент в дошкольном образовательном учреждении.

1.3. Модель управления системой дошкольного образования в условиях перехода на местное самоуправление.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении.

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы.

2.2. Опытно-экспериментальная апробация организации менеджмента в Центре развития ребенка "Аленушка".

Рекомендованный список диссертаций

  • Комплексное учебно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогического колледжа к управленческой деятельности дошкольными образовательными учреждениями 2003 год, кандидат педагогических наук Герасимова, Марина Петровна

  • Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения 2009 год, кандидат педагогических наук Кузнецова, Елена Билусовна

  • Педагогические условия оздоровления тубинфицированных детей в дошкольных образовательных учреждениях 2009 год, кандидат педагогических наук Пышненко, Марина Александровна

  • Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения 2003 год, кандидат педагогических наук Давыткина, Елена Валерьевна

  • Управление развитием образования в сельском улусе: На материале Республики Саха (Якутия 1999 год, кандидат педагогических наук Попова, Надежда Михайловна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики»

Актуальность исследования. В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. Буквально 5-6 лет назад дошкольные учреждения стояли на грани выживания, однако, за последние годы произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые позволили проводить модернизацию всех звеньев дошкольного образования. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих дошкольным учреждениям обрести своё собственное лицо, найти изюминку в своей работе.

Система образования мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность -предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап - режим развития.

Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения - это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей рынка, постоянное повышение эффективности производства, свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их корректировку в зависимости от запросов потребителя. Новые социально-экономические условия ставят образовательное учреждение перед множеством проблем, к решению которых многие руководители не достаточно подготовлены. В современных условиях в сфере образования стало нормой получать второе образование именно по специальности «Менеджер организации». Дошкольные образовательные учреждения включились в этот процесс, сегодня уже есть заведующие нового поколения, для которых является нормой управлять по-новому, используя приобретенные знания. И закономерно, что образовательные учреждения, которыми они руководят, получают статус высшей квалификации. Крайне необходимо обеспечить сферу образования подготовленными кадрами в области инновационного менеджмента, т.е. менеджерами, способными отвечать запросам рынка, эффективно и быстро проходить путь от выдвижения научной идеи до ее практической реализации.

Проблема управления образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. С утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» и нового поколения государственных образовательных стандартов возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления инновационным образовательным учреждением как развивающей средой на всех уровнях.

Закрепление в педагогической науке понятия «управление», а на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент», связано, прежде всего, со становлением управления как самостоятельной области знания. Потребность изучения теории менеджмента в педагогике и практике продиктована жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования, становлением системы платных услуг.

Проблематике управления посвящены работы отечественных и зарубежных ученых В.Г.Афанасьева, Д.М.Гвиашиани, И.Н.Гречниковой, В.С.Лазарева, М.М.Погашника, П.Друкера, А.Маслоу, Д.Карнеги, К.Роджерса и др. Технологии управления разработаны в трудах В.Комарова, Г.И.Кузнецова, М.В.Кларина и др. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы Б.С.Гершунского, В.Н.Тарасюк, А.В.Беляева, В.П.Беспалько, М.М.Поташника и др. На региональном уровне вопросы управления педагогическими процессами рассматриваются в трудах Д.А.Данилова, Ф.В.Габышевой, Е.И.Михайловой, П.П.Борисова, Е.Н.Колосовой и др.

Большое количество научных трудов, в которых получили раскрытие отдельные стороны проблемы управления дошкольным образовательным учреждением на современном этапе, не обеспечивают руководителя четким, целостным представлением о сущности и путях реализации управленческой деятельности в условиях перехода к самофинансированию. Решение данной проблемы сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий: недостаточной разработанностью проблемы менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, как в теории, так и на практике; недостатком управленческой культуры в новых условиях самофинансирования; между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели управления и недостаточной разработанностью современных технологий и их реализации; между сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменений взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъект-субъектных отношений, обеспечивающих новый характер управления: сотрудничества, партнерства; между растущими требованиями к профессиональной деятельности педагогов, работающих в режиме развития в условиях рыночной экономики и недостаточным уровнем их квалификации, соответствующей развивающему обучению личности ребенка.

Преодоление вышесказанных трудностей и противоречий позволяет руководителю дошкольного образовательного учреждения перейти от эпизодического, недостаточно пока управляемого образовательного учреждения в условиях перехода к самостоятельной финансовой деятельности к эффективному осуществлению управляемого учреждения в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Недостаточная разработанность теоретических основ поставленной проблемы, а также практические потребности в организации деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях самостоятельной финансовой деятельности определили выбор темы исследования «Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики».

Объект исследования - процесс управления образовательным учреждением.

Предмет исследования - организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования - определение рациональных путей организации менеджмента в деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом региональных условий Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении будет максимально успешной, если:

Разработать структурно-функциональную модель организации менеджмента и научно обосновать интеграцию всех направлений управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

Организационио-педагогические условия организации менеджмента ориентировать на осуществление инновационной деятельности, способствующей оптимизации качества образования; модернизировать стратегию инновационных форм хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики, обеспечивающего оптимальное функционирование и развитие дошкольного учреждения.

В соответствии с объектом и предметом исследования и необходимостью определения эффективных путей внедрения менеджмента в практику дошкольных образовательных учреждений решались следующие задачи исследования:

1. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей Республики Саха/ Якутия.

2. Опытно-экспериментальным путем определить рациональные пути и организационно-недагогические условия организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении как средства оптимизации управленческой деятельности.

3. Определить стратегию финансового оздоровления дошкольного образовательного учреждения в связи с переходом на местное самоуправление.

Теоретической и методологической основой исследования явились: фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории управления (К.Я.Вазина, В.П.Беспалько, М.Мескон, Ф.Хелоури); об основах внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, Т.И.Шамова и др.); о применении социальной теории управления в образовании (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, А.М.Моисеев и др.); об управлении современным дошкольным образовательным учреждением (Т.П.Колодяжная, А.А.Майер, А.Д.Шатова, С.А.Езопова и др.).

Исследование опиралось на концепцию личностно-ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская и др.), в которой учитывались педагогические основы учения о коллективе

А.С.Макаренко, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский и др.).

В диссертации использованы следующие исследовательские методы: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опросно-диагностические (анкетирование, беседы); обсервационные (наблюдения: прямые и косвенные); изучение документации образовательных учреждений и улусного управления образованием; опытно-экспериментальная работа.

Базой исследования явились: Центр развития ребенка «Алёнушка» п. Мохсоголлох Хангаласского улуса Республики Саха (республиканская экспериментальная площадка); муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Покровск Хангаласского. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - аналитико-диагностический (1995-1998 гг.). В ходе данного этапа осуществлялось изучение состояния дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) в свете Закона «Об образовании» (1996 г., дополнения, изменения), согласно которому образовательные учреждения должны переходить на самостоятельную финансово-экономическую деятельность. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачу, гипотезу, методологическую базу. Этот этап включал научно-теоретическое и практическое обоснование проблемы, анализ уровня её научной разработанности, возможностей совершенствования менеджмента в условиях перехода к самофинансированию.

Второй этан - конструктивно-реализующий (1999-2004 гг.). На данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа на базе Центра развития ребенка «Алёнушка» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), а также муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Покровск. На этом этапе апробировались технологии организации менеджмента и модули управления в дошкольном образовательном учреждении, определялись критерии и оценки их эффективности в дошкольных учреждениях, работающих в условиях самофинансирования.

Третий этан - аналитико-обобщающий (2004-2005 гг.). На этом этапе осуществлялись анализ, обобщение, подведение результатов опытно-экспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации для внедрения их в практику дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Результаты исследовательской работы оформлялись в виде рукописи диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана структурно-функциональная модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающая инновационные подходы к управленческой деятельности в новых социально-экономических условиях; обоснованы организационно-педагогические условия эффективного управления развитием дошкольного образовательного учреждения: инновации в образовательном процессе, повышение профессионального уровня педагогов и ориентация в ценностях управленческой деятельности, социальное партнерство, новые формы финансово-экономической деятельности; выявлены эффективные технологии управления дошкольным образовательным учреждением, основанные на модульной системе в режиме развития и на принципах самоуправления и соуправления, в условиях самостоятельной финансовой деятельности; определена стратегия финансового оздоровления дошкольного образовательного учреждения в современных условиях в связи с переходом на муниципальное самоуправление.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концепции организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в новых социально-экономических условиях, раскрывающей принципы, пути, технологии менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, взаимодействие всех направлений которого обеспечивает эффективность управленческой деятельности в условиях рыночной экономики.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических пособий по менеджменту и маркетингу, где раскрывается система многофункционального управления дошкольным образовательным учреждением (компоненты, функции управления педагогическим коллективом, финансово-экономическая деятельность), определены пути развития самостоятельной финансовой деятельности в условиях перехода на самоуправление. Разработанная и апробированная структурно-функциональная модель менеджмента может применяться как основа для управленческой деятельности дошкольным образовательным учреждением.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального материала, использованием методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования, многолетним личным опытом автора в управлении дошкольным образовательным учреждением в условиях рыночной экономики, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе опытно-экспериментальной работы, соответствием критериев эффективности управленческой деятельности поставленным целям и задачам, успешным внедрением результатов исследования в практику дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).

Апробация исследования. Идеи, основные положения и выводы излагались на научно-практических конференциях (2002-2005 гг.), на творческом семинаре педагогов в Адлере (2002 г.), на коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) (1997 г.), на августовских совещаниях работников образования (1997-2004 гг.), на республиканской выставке-ярмарке (2002 г.), а также в публикациях автора.

На защиту выносятся:

Структурно-функциональная модель менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, в которой определены концептуальные основы и рациональные пути его организации в новых социально-экономических условиях;

Оптимальные организационно-педагогические условия организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении;

Стратегия финансового оздоровления дошкольного образовательного учреждения в условиях рыночной экономики, предусматривающего создание «Бизнес центра» в дошкольном образовательном учреждении по оказанию дополнительных психолого-педагогических, здоровьесберегающих услуг детям детского социума.

Структура и содержание диссертации определялись логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

  • Организационно-педагогические условия управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях 2006 год, кандидат педагогических наук Садыкова, Лилия Равилевна

  • Организация инновационных процессов в системе дошкольного образования: На примере Республики Саха (Якутия) 2004 год, кандидат педагогических наук Колосова, Елена Николаевна

  • Педагогические основы управления развитием дошкольного образовательного учреждения 2002 год, кандидат педагогических наук Морозова, Татьяна Петровна

  • Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования 2004 год, кандидат педагогических наук Рыбалова, Ирина Анатольевна

  • Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа 1999 год, кандидат педагогических наук Богославец, Лариса Геннадьевна

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ксендзова, Галина Федоровна

Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что качество воспитательно-образовательного процесса зависит от эффективности педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса.

Практическая значимость опыта, выявленная в ходе исследования, может быть рекомендована к использованию образовательными учреждениями Республики Саха (Якутия) и за ее пределами.

Новый механизм хозяйствования в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики напрямую зависит от руководителя дошкольного учреждения, который должен находить новые пути и средства, чтобы повысить экономическую эффективность учреждения за счет собственных средств.

Бизнес, эффективно организованный в дошкольном образовательном учреждении, может научить образование выживать в трудных социально-экономических условиях, должен стимулировать модернизацию системы образования.

Заключение

Проведенное исследование в теории и практике менеджмента в образовании и осмысление новой философии социального управления обусловлено происходящими изменениями в стране в условиях рыночной экономики, государственно-политическом устройстве, направлениях государственной политики в системе модернизации образования на современном этапе.

Поиск новых форм повышения качества обучения привел нас к рассмотрению и обоснованию проблемы педагогического менеджмента в управленческой деятельности.

Только грамотный современный руководитель целенаправленно осуществляет свои управленческие функции, принимает эффективные решения в реальной жизни, оказывает непосредственную поддержку педагогическому коллективу в повышении педагогического мастерства и профессиональной подготовки.

Такой руководитель создает оптимальные условия для каждого участника образовательного процесса в системе: педагог - ребенок - родители.

Особенности переходной экономики, заключающиеся в усилении нестабильности выбора старой, и зарождающейся экономической системы, усиливают необходимость разработки стратегии развития дошкольного образования, как эффективного инструмента для принятия управленческих решений.

При системной реорганизации муниципального управления нужно исходить из прогноза социокультурных и экономических интересов и возможностей улуса, дошкольных учреждений всех типов, родителей, учитывая при этом тенденции изменения ситуации в Республике Саха (Якутия). Считаем, что для Республики Саха (Якутия) наиболее эффективна с экономической точки зрения модель, которая учитывает социально-экономические условия развития региона.

Успех работы дошкольного учреждения в немалой степени зависит от внедрения в практику идей педагогического, кадрового, финансового менеджмента, которая включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом в целях удовлетворения запросов детей и их родителей. Успешному решению задач дошкольного образовательного учреждения способствует решение основных принципов управления дошкольным образовательным учреждением:

Оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

Рациональное сочетание прав и обязанностей, ответственности в управлении и самоконтроля;

Осуществление научного подхода в управлении, преодоление формализма;

Сочетание государственных и общественных начал, расширение самоуправления.

Новая социально-экономическая ситуация в России, расширение хозяйственной самостоятельности муниципальных образований ставят задачу выработки нового подхода к формированию организационно-финансового механизма функционирования системы дошкольных учреждений. Новый механизм финансово-хозяйственной деятельности предполагает:

Сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения, оказание платных услуг населению;

Реформирование экономической деятельности дошкольного образовательного учреждения;

Развитие самостоятельности трудовых коллективов в решении вопросов социального развития.

Исходя из вышеизложенного, сделаны следующие выводы:

Успех работы дошкольного учреждения в немалой степени зависит от внедрения в практику идей организации менеджмента (педагогического, кадрового, финансового и др.), который включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления дошкольным образовательным учреждением в целях удовлетворения запросов детей и их родителей;

Переход па новые модели управления дошкольным образовательным учреждением;

Создание условий для формирования организационно-финансового механизма функционирования системы дошкольного образования;

Модернизация системы управления дошкольным образовательным учреждением - это не только педагогическая и управленческая задача, но и социальная, так как от её решения зависит качество образовательной системы в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ксендзова, Галина Федоровна, 2007 год

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М., 1982. - 80 с.

2. Алехина И.В., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Самоменеджмент в деятельности учителя. //Учебное методическое пособие. 1995. - 100 с.

3. Андреева В., Стсркина Р.В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание//. 1991. - № 4. -33 с.

4. Ангеловски К. Учителя и инновация: книга для учителя/ Пер. с макед. М., 1991.- 159с.

5. Асмолов А.О. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 1995. - № 7. - 32 с.

6. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975. 157 с.

7. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М., 1996. - 56 с.

8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982 . -192 с.

9. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса. -Киев., 1984.- 185 с.

10. Ю.Барнард Ч. Организация и управление. М., 1960. - С 15-18.

11. Белая К.Ю. 2000 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1997. -85 с.

12. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием. //Мир образования//. 1996.- № 2 . - С 31 -31.

13. Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом инновационного типа.-М., 1999.-С 12-20.

14. М.Богославец Л.Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении. М., 1999. - С 20 -25.

15. Богославец Л.Г. Мотивационное программно-целевое управление дошкольного учреждения в режиме развития. -М., 2001. С. 10-18.

16. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированпого образования. //Педагогика//. 1997 . № 4. - С 11-17.

17. Васильева С.П., Габышева Ф.В., Борисов П.П. и др. Методические рекомендации но реализации содержания образования в образовательных учреждениях PC (Я): г. Якутск 2000. - 25 с.

18. Вазина К.Я., Петров Ю.Н. Педагогический менеджмент. М., 1991. - 268 с.

19. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент. М., 1998. - Глава VII. - С 285 -377.

20. Волобуев В.П. О соблюдении законодательства в деятельности дошкольного образовательного учреждения, //журнал Управление// 2004. № 6. - 56 с.

21. Волобуева JI.M. Структура управления дошкольным образовательным учреждением //журнал Управление//2004 .- № 1. 8 с.

22. Выготский JI.C. Педагогическая психология (Под ред. В.В. Давыдова). М., 1991 г.-С 15-27.

23. Габышева Ф.В. Профильное обучение: стратегия и тактика. г. Якутск, 2002.-С 10-15.

24. Габышева Ф.В. Межкультурный диалог в образовании многонациональной РС(Я); г. Якутск, - 2005.- С 3 -8.

25. Гвишнани Д.М. Организация управления М., 1999.-160 с.

26. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник -М., 1997. 495 с.

27. Греева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80 г.г. //Педагогика 1995. № 5.- С 15 -20.

28. Данилов Д.А. Основы управления педагогическими системами. -Якутск: Мин.образов., 2000. 80с.

29. Данилов Д.А. актуальные проблемы управления образованием. Якутск: Бичик, 2003.-82с.

30. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. М., 1997.-С. 5-20.

31. Денякина Л.М. технология управления образовательным учреждением. Мн., Бизнесо.,2004.-204с.

32. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учебное пособие. М., 2000.-С 67-90.

33. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003. - С 21181.34.3агвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем //Педагогика 1998.- № 5. -С. 3-8.35.3агвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987. С 5-8.

34. Зб.Занков JI.B. Дидактика и жизнь. -М., 1968. 176 с.37.3верева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.-М., 1997.-319 с.

35. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». //Методическое пособие для учителя. -.М 1999. -86 с.

36. Князева O.JI. и др. Перспективная модель организации деятельности ДОУ-М., 1998,- С 20-35.

37. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- ч. 1,2004. С 6-81.

38. Колосова Е.Н. Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений PC (Я). Якутск, 2003. - С 5-10.

39. Конаржевский Ю.А. Совершенствование функций управления. М., 1989 г. -С 10-35.

40. Крутецский В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.- 255с.

41. Крыжко В.В., Павлюгенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.-304 с.

42. Кричевский P.JI. Если вы руководитель. (элементы менеджмента в повседневной работе). М., 1994. - С 5-28.

43. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент и маркетинг в ДОУ. Теория. Практика г. Якутск, 2003.- С 5-30.

44. Ксендзова Г.Ф. Центр развития ребенка «Алёнушка» г. Якутск, 2003. С 1025.

45. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. -М. 1993.-С 19-23.

46. Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. //Педагогика//. 1995.- № 5. - С 12 - 15.

48. Мейо Элтон. Социальные проблемы индустриального общества. М., 1945. -С 3-5.

49. Маркова В.Д. Программа развития ДОУ., М. 2002. - С 15-35.

50. Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. М., 1995. - С 10-18.

51. Маркова В.Д. Маркетинг услуг М.,- 1996. С 28-40

52. Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Полев Д.М. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -М., 2003. 128 с.

53. Маслоу А., Макгрегор Д. Мотивация и личность. М., 1954. - С 37-40.

54. Мескон М., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. 808 с.

55. Моисеев А.И., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе: Методическое пособие. -М., 1996. С 21-25.

56. Назаров Ю.А. Основы менеджмента: Курс лекций. Волгоград, 1997. -128 с. бО.Оконешников А.П. «Концепция дошкольного образования PC (Я). - г.

57. Якутск, 2000.-С 5-10. 61.Основы внутришкольного управления (Под ред. П.В. Худоминского). М., -1987. 168 с.

58. Основы менеджмента (Под ред. Лебедева О.Т., Коньковский А.Р.). Спб., 1998.-192 с.

59. Основы педагогического мастерства (Под ред. И.А. Зязюна). М., - 1989. -302 с.

60. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. Спб 2000. - С 17-20.

61. Петровский B.C. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.-С 10-31.

62. Пидкасистый П.И., Теоретико-экспериментальное исследование. М. 1980.240 с.

63. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. М., 1999. - С 75-80.

64. Поздняк J1.B., Ляшенко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.- 15 с.

65. Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., 1970. - 129 с.

66. Попов Г.Х. Организация процесса управления. М., 1975. - с 18-27.

67. Попов Г.Х Проблемы теории управления. М., 1970. - 129 с.

68. Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения.// Педагогика//.- 1995. № 2. С 20 - 25.

69. Поташник М.М. Программа развития образования.// Народное образование//.- 2000. № 1.-С 19-23.

70. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе.//Мир образования. 1996.- № 7 . - С 61-66.

71. Потеев М.И. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие. -Спб., 1994. 134 с.

72. Потеев М.И. Основы менеджмента в сфере образования. //Учебное пособие//. Спб., 1994. - 134 с.

73. Розенцвич С. Рисуночный тест «Деловые ситуации». М., 1996. -153 с.

74. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946. - 604 с.

75. Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы (Под ред. B.C. Лазарева. М., 1995. - 158 с.

76. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1995, - 206с.

77. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебник. М., 2002.- 572 с.

78. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М.,- 1999.-С. 10.-45.

79. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. //Дошкольное образование. 1996. № 6. -2 с.

80. Стеркина Р.Б. Основные направления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования //Дошкольное образование. 1991.- №8.-2 с.

81. Стеркина Р.Б. Стратегия разработки госстандарта дошкольного образования в РФ// Дошкольное образование. 1994. - № 11. - 2 с.

82. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы-М., 1982. 206 с.

83. Степанов С.Ю. Рефлекторная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. - С 12-18.

84. Третьяков П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). М., 1995.-204 с.

85. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2001. - 85 с.

86. Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление развитием инновационного процесса. М., - 1995. - с 204-206.

87. Третьяков П.И. Управление по резултатам. М., 1997. - С. 18-32.

88. Управление развитием школы: Пособие для руководителей 04 (Под ред. М.М. Поташника., B.C. Лазарева. -М., 1995. 464 с.

89. Управление качеством образования (Под ред. М.М. Паташника. М., 2000. -441 с.

90. А. Файоль., Тейлор Ф. Управление это наука и искусство. - М., - 1992. - С. 22-80.

91. Фалюшина Л.И. Организация менеджмента и маркетинга в ДОУ- М., 2005. -с 20-25.

92. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., - 2001. - С 60-65; с 96-98.

93. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.-208 с.

94. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Хамуетин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2001. - 320 с.

95. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Исследовательский подход в управлении школой. //Педагогика 1984.- № 9. - С 42-45 .

96. Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1995. -223 с.

97. Шамова А.Д. Экономика для взрослых и детей. М., 1999. - С. 4854.

98. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. -М.,- 1996.-273с.

99. Шенель В.М. Человековедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология. М., 2000. - С 75-81.

100. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2000. -320 с.

101. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000. -320 с.

102. Эксперимент в школе: Организация и управление / Под ред. М.М.Поташника. М., 1991.-213 с.

103. Энджел Дж., Блэкуэлл Р.Д., Минлард П.У. Поведение потребителей. СПб., 1999. - С. 34-39.

104. Якокка Ли. Карьера менеджера М., 1996. -С 22-30.

105. Янбург Е.А. Это «скучная» наука управления. М., Новая школа, 1992.-243с.

106. Янг С. Системное управление организаций. М., 1972. -С 21-27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Заведующий НДОУ

«Детский сад № 26 ОАО «РЖД»

И.В. Стоюхина

Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую парадигму –«управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Приоритетным в ней являются ориентация на человека и его потребности, создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого ребёнка и педагога, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности. Такой философией управления является педагогический менеджмент. Управленческая деятельность в НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» комбинированного вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса, достигнутым и требуемым качеством образования в НДОУ. В современных условиях развития образовательной системы детского сада значительно возрастает роль управления инновациями. При этом качество и результаты инновационной деятельности, учитывающей госстандарты и запросы социума, во многом зависят от реализующих ее специалистов.

Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут зависеть от того, насколько грамотно руководители и педагоги дошкольных учреждений, опираясь на достижения науки, спроектируют эту модель обновления образования – его будущее развитие. В условиях модернизации всей системы образования в России основой современной дошкольной педагогики должно быть детско-взрослое сообщество детей, педагогов и родителей, а также сетевое взаимодействие педагогов и воспитателей разной квалификации всех подразделений образовательного учреждения. Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения обязан способствовать тому, чтобы педагоги учреждения обладали навыками проектной, исследовательской и аналитической работы, имели достаточно широкий кругозор в области педагогической инноватики, осуществляли методическое сопровождение результатов экспериментального поиска при внедрении их в массовую практику, постоянно повышали уровень квалификации.

Воспитатели и специалисты детского сада №26 ОАО «РЖД» всегда отличались восприимчивостью к нововведениям, позволяющей решать конкретные задачи развития педагогического коллектива. В этой ситуации управление инновационной деятельностью НДОУ предполагало следующие направления в работе руководителя: познание и выявление закономерностей, прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, планирование и организация данного процесса в соответствии с этими тенденциями, учетом возможностей педагогов, готовности осваивать инновации, уровня их профессиональной и методической компетенции, внедрение и разработка инноваций, востребованных современной образовательной практикой. Необходимо было выделить проблемы, актуальные для педагогического коллектива, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого педагоги чётко сформулировали ответы на следующие вопросы:

    что мы имеем, каких результатов достигли;

    что нас не удовлетворяет в работе;

    что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями;

    какие результаты хотим получить.

    сохранение и укрепление физического и психического здо­ровья воспитанников;

    физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей;

    осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии воспитанников;

    приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

    оказание помощи семье в воспитании детей.

Приоритетными видами деятельности НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД», имеющего коррекционные группы для детей с отклонениями в развитии речи и общеразвивающие группы для детей старшего дошкольного возраста является:

    обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования;

    повышение качества образования в детском саду;

    использование инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий;

    направления инноваций;

    ожидаемые результаты;

    мероприятия по реализации выдвинутых инновационных направлений.

Плановая деятельность в управлении перехода на приоритетное направление заключалась в отборе содержания инновационных изысканий. Результатом стала модель инновационной деятельности НДОУ, в содержание которой включены следующие компоненты:

а) отбор инновационного содержания образовательного процесса (обновление содержания было определено посредством освоения комплексной «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, направленной на коррекцию отклонений речевого развития детей дошкольного возраста; парциальной программы З.И. Бересневой «Здоровый малыш», направленной на сохранение и укрепление здоровья детей; парциальной программы О.В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска», направленной на интеллектуально-личностное, творческое развитие детей дошкольного возраста; программы дополнительного образования М.В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», направленной на раннее обучение детей иностранному языку);

б) проектирование наиболее эффективных и адекватных познавательно-речевому и физическому развитию педагогических технологий (проектный метод детской деятельности, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, элементы ТРИЗ, информационно-коммуникационные технологии);

    информационно-методические семинары «Организационно-педагогические условия предшкольной подготовки воспитанников НДОУ», «Внедрение эффективных технологий развития базовых способностей детей в образовательном пространстве НДОУ»;

    проблемные семинары «Формирование интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста», «Организация предметно-пространственной среды по познавательно-речевому развитию детей»;

    круглый стол «Безопасность и здоровье наших детей»;

    деловая игра «Формы и методы поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

    педагогическая гостиная «Дидиактическая игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»;

    психолого-педагогические консилиумы «Здоровьесберегающие технологии формирования здоровья в современном НДОУ», «Создание адаптивной педагогической среды в НДОУ»

    проектный семинар «Что такое детское проектирование?»;

    мастер–классы «Элементарное моделирование как способ формирования предпосылок к школьному обучению», «Использование интеллектуальных игр при подготовке детей к школе»;

    психолого-педагогический тренинг «Диагностико-коррекционная работа с детьми группы риска»;

    презентация собственного педагогического опыта по приоритетному направлению;

    обучающие семинары «Педагогические технологии в дошкольном образовании», «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе»;

    оформление позитивного педагогического опыта;

    деятельность инновационного структурного подразделения;

г) психологическое сопровождение инновационных процессов: изучение психических процессов, психомоторика и эмоционально-личностная сфера (ведение карт индивидуального развития ребёнка-дошкольника, карт нервно-психического развития детей раннего возраста, функционирование психолого-медико-педагогической службы по комплексному сопровождению детей в НДОУ, составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей, имеющих нарушения эмоционально-личностной сферы и в развитии речи).

Правильный выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности дошкольного учреждения. В НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» используется модульный подход к управлению инновациями, который резко повышает продуктивность работы всех субъектов образовательного процесса и делает ее системной, комплексной, планомерной и контролируемой. Новая управляемая модульная система НДОУ включает 7 модулей:

    управленческий (осуществляет руководство инновационным процессом);

    педагогический (реализует содержание образования на основе требований ФГТ);

    психологический (психологическое сопровождение педагогического процесса);

    коррекционно-педагогический (создание условий и проведение мероприятий по коррекции нарушений ОНР у детей);

    социально-педагогический (реализация комплексной программы развития детей);

    комплексной ПМПК и диагностики (мониторинг) (функционирование психолого-медико-педагогической службы по комплексному сопровождению детей в НДОУ);

    медицинский (наблюдение за состоянием здоровья детей и оздоровительно-профилактическая работа с детьми).

Модульное построение взаимодействия специалистов основывается на том, что каждый сотрудник НДОУ, решая свои специфические задачи, интегрируется с деятельностью коллег. Таким образом, возникает система сопроводительных служб, обеспечивающих полноту и всесторонность детского развития. Взаимодействие модулей под руководством управленческого блока позволяет оперативно решать все педагогические задачи, своевременно контролировать и корригировать работу всех сторон.

Модульная система взаимодействия специалистов НДОУ позволяет осуществлять «управление по результатам», т.е. систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определённые и согласованные со всеми членами коллектива.

В модель инновационной деятельности по принятому приоритету входит такое обязательное направление, как ожидаемые результаты. Это:

    рост профессиональной и методической компетентности педагогов;

    повышение уровня готовности педагогического коллектива и уровня ответственности за осуществляемую деятельность по интеллектуальному и физическому развитию детей;

    качество образовательной работы.

    подготовка и изготовление инновационной методической продукции (перспективные планы по инновационным направлениям, авторские проекты, программы, методические разработки: детско-взрослые проекты по интеллектуальному развитию «Я познаю мир», по формированию осознанного отношения к своему здоровью «Я хочу здоровым быть», рабочая программа по коррекции речевых нарушений «Весёлый язычок», конспекты организованной и совместной образовательной деятельности по приоритетным направлениям и др.).

Организация управления переходом на приоритетное направление предполагает 3 этапа:

    разработка модели перехода;

    перевод разработанной модели в управленческие решения;

    мобилизация усилий участников посредством использования стимулирования их активизации.

В модели инновационной деятельности НДОУ предусмотрена организация оптимальной системы внутрисадового контроля и самоуправления:

    качество и уровень образования детей с учётом внедрения педагогических технологий;

    влияние участия педагогов в инновации на их профессиональную компетентность;

    влияние инновации на соматическое и психологическое здоровье детей;

    деятельность различных органов самоуправления НДОУ.

Для этого потребовалась разработка в НДОУ адекватного инструментария:

    карты оценки физического развития и психологического здоровья детей;

    карты оценки профессиональной и методической компетентности педагогов;

    мониторинг уровня образования детей по интеллектуальному развитию детей;

    Положение о Совете НДОУ, Положение о родительском комитете НДОУ, Положение о Совете педагогов НДОУ и другие локальные акты учреждения.

Функция стимулирования при управлении инноваций заключается во внедрении механизмов оценки качества образования в систему стимулирующей части оплаты труда педагогических работников в соответствии с компетентностным подходом (разработано Положение «О выплатах компенсационного и стимулирующего характера и системе материального поощрения работников»):

    накопление педагогами индивидуальных портфолио достижений педагогической деятельности;

    оформление администрацией НДОУ индивидуальных информационных карт на аттестуемых педагогов за межаттестационный период;

    проведение мониторинга оценки профессиональной деятельности;

    разработка анкеты уровня компетентности и качественных показателей трудовой деятельности педагогических работников;

    проведение анкетирования педагогических работников в 2 этапа (на основе самооценки и оценки руководства);

    ознакомление работников с результатами мониторинга и анкетирования;

    стимулирование педагогических работников по итогам мониторинга и анкетирования.

В связи с работой НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» в режиме развития весь педагогический коллектив активно вовлечен в инновационную деятельность. Значительную помощь во внедрении инноваций оказывают медицинские кадры: врач-педиатр, старшая медсестра, медсестра массажа. Педагогический коллектив стабильный, высокопрофессиональный, творческий и инициативный. О значительном потенциале педагогического коллектива свидетельствует образование педагогов: высшее – 10 человек, среднее специальное – 9 человек, и уровень квалификации педагогов: высшая категория – 8 человек, первая категория – 8 человек, вторая категория – 3 человека. Ежегодно педагоги повышают своё педагогическое мастерство, в 2011-2012 учебном году 3 педагога окончили курсы повышения квалификации при Петербургском центре творческой педагогики (обучение работе по инновационным программам).

Повышению творческой самостоятельности, педагогического мастерства способствует работа творческой группы педагогов детского сада «Интеллект» по внедрению инноваций, авторских проектов, программ и методических разработок и проблемной группы «Комфорт» по созданию развивающей среды, способствующей индивидуальному развитию каждого воспитанника.

Педагоги НДОУ обобщают, активно внедряют и распространяют передовой педагогический опыт работы детского сада по внедрению новых педагогических технологий на мероприятиях разного уровня:

    «Психологическое сопровождение гиперактивного ребёнка» (обобщён на региональной научно-практической конференции «Мир детства: вопросы развития и воспитания ребёнка»);

    «Использование нестандартного физкультурного оборудования в практике работы НДОУ» (обобщён на городском семинаре «Актуальные тенденции развития дошкольного образования);

    «Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в НДОУ» (обобщён на областном семинаре «Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ»);

    «Ознакомление детей раннего возраста с малыми фольклорными жанрами» (обобщён на региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы литературного воспитания дошкольников»);

    «Использование в НДОУ инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников» (обобщён на сетевой школе передового педагогического опыта образовательных учреждений ОАО «РЖД»).

За последнее время ряд педагогов НДОУ подготовили и опубликовали в печатных изданиях статьи из опыта работы, содержащие методические рекомендации по интеллектуальному и физическому развитию детей дошкольного возраста.

Одной из важных форм работы по повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке управленческих и педагогических работников, а также в целях распространения имеющегося передового (инновационного) опыта на базе НДОУ организована деятельность стажерской площадки по теме «Использование инновационных образовательных технологий в практике работы НДОУ».

Родители воспитанников активно вовлечены в процесс инновационной творческой деятельности учреждения. Проведение разных видов социологических исследований помогает выявить степень удовлетворённости качеством образовательных услуг участников образовательного процесса:

    анкетирование родителей о качестве образовательных услуг и работы НДОУ;

    анализ родительских требований к дошкольному образованию детей;

    мониторинг потребностей микрорайона в дополнительных услугах.

Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает самореализацию детей в интересных для них, разнообразных видах деятельности. В НДОУ создан координационный Совет по выявлению индивидуальных способностей воспитанников, который осуществляет руководство по следующим направлениям работы:

    проведение диагностических обследований с целью выявления индивидуальных способностей воспитанников;

    набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей (кружки «Ступеньки», «Букварёнок», «Ритмопластика», «Весёлый английский», «Хочу всё знать»).

Яркий показатель мастерства коллектива и развития детских талантов – ежегодное участие воспитанников НДОУ в разнообразных выставках, проектах и конкурсах детского творчества регионального и всероссийского уровня.

Для успешного внедрения инноваций в работу учреждения необходима материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды. В НДОУ имеются все условия для формирования творческих способностей детей, их интеллектуального развития и укрепления здоровья: музыкальный зал, гримёрная и костюмерная комнаты, комната творчества, физкультурный и тренажёрный залы, кабинет психологической разгрузки, физиотерапевтический и массажный кабинеты. Для работы с детьми, имеющими нарушения речи, оборудованы 2 логопедических кабинета. С целью формирования представлений детей о социальной значимости труда взрослых в НДОУ функционирует музей железнодорожного транспорта, официально зарегистрированный в ГУК «Мурманский областной краеведческий музей». Все помещения оснащены оборудованием, отвечающим современным требованиям.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном пространстве НДОУ позволяет педагогам модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитаннкиа. С целью профилактики и своевременной коррекции нарушений осанки и плоскостопия методом БОС в НДОУ используется инновационная программа «Статус», а для профилактики и коррекции речевых расстройств методом БОС – инновационная программа «КомфортЛОГО». Широко используется интерактивная доска в качестве наглядной педагогической информации и практического пособия для работы с детьми и родителями. Новой формой педагогического просвещения родителей с использованием ИКТ является создание сайта НДОУ – www . iskorka-26.narod.ru.

Таким образом, внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновации изменяют, дополняют традиционные и образуют новые образовательные услуги, формы и методы образовательного процесса. В течение последних лет наблюдается высокая эффективность в динамике развития воспитанников НДОУ – укрепление физического и психического здоровья, высокое качество знаний, повышение уровня воспитанности, формирование коммуникативных и познавательных качеств, успешное развитие творческого потенциала дошкольников .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель управления инновационного процесса по переходу на приоритетное направление деятельности по интеллектуальному развитию детей заключается в обеспечении организационно-управленческих условий, функционировании инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Деятельность негосударственного дошкольного учреждения ОАО «РЖД» наглядно демонстрирует, что применяемая форма управления инновационным процессом в учреждении способствует значительному повышению качества образования, высокой результативности и эффективности педагогической деятельности.

Литература:

    Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М., 2005.

    Ельцова О.М., Терехова А.Н. Создание эффективной модели управления ДОУ в условиях оптимизации // Дошкольная педагогика. – 2011. - №7.

    Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. – 2009. - №4.

    Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. – 2010. - №2.

    Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб., 2005.

    Линник Н.М. Инновационная деятельность ДОУ в контексте Федеральных государственных требований // Дошкольная педагогика. – 2011. - №10.

    Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие.- М., 2008.

    Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М., 2003

    Чебыкина Н.А., Савгир Н.Н. Основные направления концепции управленческой деятельности заведующего // Управление ДОУ. – 2009. – №2.

Круглый стол на тему:

«Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении».

Совместный проект: Баранова С.Е.

Марченкова М.Ф.

Хоперская Т.Г.

В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. Буквально 5-6 лет назад ДОУ стояли на грани выживания, однако, большие изменения, произошедшие в нормативно-правовых, административных, экономических условиях позволили проводить модернизацию всех звеньев дошкольного образования. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющим дошкольным учреждениям обрести своё лицо, найти изюминку в своей работе.

Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям.

Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающееся в их переходе на качественно новый этап – режим развития.

Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения – это педагогический менеджмент, т.е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.

Педагогический менеджмент еще только начинает отстаивать свои позиции в педагогической науке и практике деятельности образовательных учреждений.

Педагогический менеджмент ставит своей целью такое управление образовательными учреждениями и процессом обучения, сущностью которого являются человекоцентрический подход и ориентация на конечную цель с непрерывным контролем и корректировкой деятельности.

В дошкольном учреждении условно можно выделить два уровня менеджмента: руководитель – коллектив педагогов и сотрудников; педагог – дети.

Целью первого уровня менеджмента является обеспечение продуктивной деятельности сотрудников через развитие, саморазвитие их творческого потенциала. Целью второго уровня правомерно считать осуществление оптимального управления образовательным процессом при максимальном раскрытии и развитии возможностей и способностей каждого ребенка.

Вопросы:

1. Что такое педагогический менеджмент?

Педагогический менеджмент – организация совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей; обеспечение полноценного развития детей с учетом современных требований общества к личности. Нам представляется, что педагогический менеджмент в дошкольном образовательном учреждении -- Управление людьми и педагогическим процессом с целью создания благоприятной среды для выполнения целей и задач.

2. Назовите цели педагогического менеджмента в ДОУ?

Определение рациональных путей организации менеджмента в ДОУ, способствующих повышению уровня педагога. Создание условий для развития менеджмента: инновации в педагогическом процессе, повышение профессионального уровня педагога, социальное партнерство, новые формы хозяйственной деятельности.

3. Назовите принципы педагогического менеджмента?

Научность, системность, гуманность, гибкость, оптимальность, социальная обусловленность.

4. Перечислите основные функции менеджера (педагога) в педагогическом менеджменте?

Самоанализ собственной управленческой деятельности; анализ информации о состоянии и развитии учебно-воспитательного процесса, уровне воспитанности учащихся, сведений о них.

Выбор цели, мотивация педагогов и учащихся на достижение цели.

Разработка программ достижения цели, комплексно-целевое планирование.

Организационно- исполнительская работа для достижения цели.

Контрольно- диагностическая.

Коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов и средств.

5. Что такое детский тайм – менеджмент?

Это расписание, распорядок дня ребенка.

6. Что является основной целью в управлении системой дошкольного образования?

Основная цель управления системой дошкольного образования – обеспечение возможностей выживания и развития системы.

7. Понятие организационной культуры ДОУ. Какую роль она играет и как создается?

Организационная (корпоративная) культура – это модель ценностей, принципов управления, ожиданий и социальных норм, лежащих в основе отношений и взаимоотношений как внутри дошкольного учреждения, так и за его пределами. Она предполагает общую для сотрудников систему понятий, которая является основой коммуникации и взаимопонимания.

Культуру могут формировать лидеры (руководители) данной организации; она формируется вокруг важных событий, из которых извлекают уроки о желательном и нежелательном поведении;

она вырабатывается на основе потребности поддерживать эффективные рабочие отношения между работниками ДОУ; на культуру влияет окружающая среда.

8. Назовите модели организационной культуры.

Различают четыре типа (модели) организационной культуры:

Ролевая культура (бюрократическая) – власть уравновешена между руководителем и бюрократической структурой; власть, полномочия и ответственность связаны с должностью, а не с людьми;

Культура достижений (культура задач) – позволяет создать команду; акцент на мотивацию и приверженность; руководство высоко ценит действие, инициативу;

Поддерживающая культура (культура личности) –ориентирована на человека, ключевая ценность личность.

9. Понятие делового партнерства и кооперации? Существует ли в ДОУ? Что наиболее применимо?

Кооперация – форма групповой интеграции, действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности; при этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций;

Партнерство – предполагает отношение к другому человеку как к равному, но ВТО же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности.

10. Понятие имиджа организации. Как применить к ДОУ? Зависит ли развитие ДОУ от имиджа ДОУ?

Имидж – это представление о профиле, виде её деятельности, о том, что и как она делает, о качестве её товаров и услуг, их особенностях, складывающееся на основе её внешнего облика. Проблема имиджа – это проблема перемен, новых подходов к видению самого себя и новых идей.

11. Игровая деятельность является ли менеджментом?

12. Игра это управление или нет?

13. Может ли учебная часть (старший воспитатель ДОУ) выступать в роли менеджера?

14. Как с точки зрения менеджмента изменяется управленческая функция воспитателя в игре в различных возрастных группах?

15. Что мы понимаем под образованием?

Образование – это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. В ДОУ реализуется на занятиях, прогулках, во время игр, общения с родителями и т.д.

16. Взгляд на качество образовательного процесса – с каких точек зрения осуществляется, как видится?

Качество образования рассматривается с точки зрения: детей, родителей, воспитателей, руководителя ДОУ и руководителя микро и макро-уровня.

17. Является ли воспитатель главным действующим лицом в обновлении педагогического процесса?

Да, ему предъявляются новые требования; на первый план выступает задача партнерского общения с детьми.

18. Раскройте структуру взаимоотношения участников педагогического процесса?

ДОУ - внешняя среда;

Администрация – общественность;

Руководство – подчиненные;

Педагог – педагог;

Педагог- родитель, дети;

Ребенок – ребенок.

В современных условиях развития общества применение педагогического менеджмента в ДОУ является необходимым и актуальным. Применение педагогического менеджмента позволяет вывести ДОУ на новый уровень развития, совершенствовать качество педагогической деятельности, повышать жизнестойкость ДОУ.

Литература.

1. Абчук В.А., Панфилова А.П. «Менеджмент для педагогических специальностей», М., ИЦ «Академия», 2010

2. Белая К.Ю. Третьяков П.И. «Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам», М., УЦ «Перспектива», 2010,

3. Фатюшина Л.И. «Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования», М., 2005

4. Фатюшина Л.И.»Управление качеством образовательного процесса в ДОУ», М., 2003.


Фестиваль

Тема:

Докладчик:

Новороссийск


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Тема:

Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система дошкольного образования в общественном сознании воспринимается как сфера услуг :

  • по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;
  • их воспитанию;
  • их обучению;
  • их развитию.

Докладчик:

Старший воситатель МБДОУ № 20 Сидоренко Татьяна Владимировна

Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Потребители услуги - дети и их родители (опекуны), общество, государство в.ч образовательные организации следующей ступени образования.

Новороссийск


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Системное управление качеством - новый подход в управлении в сфере дошкольного образования, связанный с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования системы образовательного учреждения.

Менеджмент качества в дошкольном учреждении - это скоординированная деятельность по руководству и управлению МБДОУ применительно к качеству, которая позволяет преодолевать возникающие трудности и препятствия посредством непрерывного совершенствования системы учреждения, предугадывая и предупреждая возможные кризисные ситуации.

СМК учреждения ЭТО ИНСТРУМЕНТ достижения целей и решения задач Стратегической программы развития образовательного учреждения.


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Принципы менеджмента качества:

ISO 9001:2015

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на потребителя;

или

  • лидерство;
  • лидерство;

ГОСТ Р 9001-2015

  • вовлечение персонала;
  • вовлечение персонала;
  • процессный подход;
  • процессный подход;
  • улучшение;
  • улучшение;
  • принятие решений, основанных на свидетельствах;
  • менеджмент взаимоотношений.
  • менеджмент взаимоотношений.

Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

1. Ориентация на потребителя

ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО

ЛИЧНОСТЬ

Формируемые и реализуемые мероприятия МБДОУ, направленные на удовлетворение ТРЕБОВАНИЙ и ПОТРЕБНОСТЕЙ потребителя


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

2. Лидерство руководства

Высшее руководство должно:

- демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества;

- демонстрировать лидерство и обязательства в отношении ориентации на потребителя;

- установить, внедрять и поддержать политику в области качества;

Обеспечивать, что ответственность и полномочия для значимых ролей установлены, доведены до персонала и поняты в учреждении


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

3. Вовлечение персонала.


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

4. Процессный подход


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

4. Процессный подход


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

4. Процессный подход (риск ориентированное мышление)


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

5. Улучшение

Дошкольное образовательное учреждение должно:

Определять и выбирать возможности для улучшения;

Внедрять любые необходимые действия для выполнения требований потребителей и повышения удовлетворенности потребителя.

Эта деятельность должна включать:

a) улучшение продукции и услуг для выполнения требований, а также учет будущих потребностей и ожиданий;

b) коррекцию, предотвращение или снижение нежелательных последствий;

c) улучшение функционирования и результативности системы менеджмента качества.


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

и данных

Применение принципа требует:

  • измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче
  • обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации
  • использования апробированных методов для анализа данных и информации
  • понимания ценности соответствующих статистических методов принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции

В этой связи ДОУ должно определять :

  • что должно подлежать мониторингу и измерениям;
  • методы мониторинга, измерения, анализа и оценки, необходимые для обеспечения достоверных результатов;
  • когда должны проводиться мониторинг и измерения;
  • когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы и оценены.

Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.

7. Менеджмент взаимоотношений

Взаимовыгодных отношения с партнерами (включая партнеров, являющимися также и потребителями услуг ДОУ, например, родители – члены Советов, а также поставщики товаров и услуг)


Менеджмент качества в дошкольном образовательном учреждении

Система менеджмента качества как ИНСТРУМЕНТ

для достижения целей и решения задач Стратегической программы развития МБДОУ.


Фестиваль «Парк инновационных технологий»

Спасибо

за внимание!

Новороссийск