Человек как духовное существо. Человек как духовное существо Человек как духовное существо читать параграф

Духовный мир человека. Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.


Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.


Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».


Мораль включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия). Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Антиценности или отрицательные ценности - отрицательное отношение людей к тем или иным явлениям Антиценности или отрицательные ценности - отрицательное отношение людей к тем или иным явлениям


Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно–моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносителтный характер, например добро и зло. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно–моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносителтный характер, например добро и зло.


Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.


К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Патриотизм – это отношение человека к свому Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Качества гражданственности – это социально – психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.


Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.


Мировоззрение и его роль в жизни человека. Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.


Классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.


Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.


Научное мировоззрение Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.


1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 1.Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 2.Мировоззрение через свою философию «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет. 3.На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет.


Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.




  • Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

Мировоззрение. Его виды и формы

Структура мировоззрения

  • Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
  • Принципы - Руководящее положение, основное правило , установка для какой-либо деятельности . Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
  • Идеи -(др.-греч . ἰδέα - видность, вид, форма, прообраз) Главная мысль произведения или общий принцип теории, изобретения, некий прообраз, замысел или его наиболее существенная часть.
  • Убеждения - элемент (качество) мировоззрения , придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности .
  • Идеалы - (лат. idealis от греч. ἰδέα - образ, идея) - высшая ценность , наилучшее, завершенное состояние того или иного явления - образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности (личностный идеал).
  • Духовные ценности - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
  • Мифологическое - (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения преобладает над разумными объяснениями. Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей .
  • Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
  • Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Теологическое (религиозное) - (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии , она зачастую разделяет людей разных верований.

Мировоззрение. Его виды и формы. Исторические виды мировоззрения

  • Философское - (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч . Φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Мировоззрение. Его виды и формы.

  • Обыденное (житейское) мировоззрение - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
  • Отсутствие целостности.
  • Преобладание произвольных идей . Опирается на здравый смысл и житейский опыт.
  • Фрагментарность взглядов на мир . Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде.
  • Отсутствие целостности. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Мораль, ценности, идеалы

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.


Мораль, ценности, идеалы

Функции морали:

  • оценочную
  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

  • регулятивную контролирующую интегрирующую воспитательную
  • регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Мораль, ценности, идеалы

  • добра и зла,
  • нравственного и безнравственного,
  • цели и средства ее достижения,
  • морали и нравов,
  • должного и сущего.

Мораль, ценности, идеалы

  • Моральные ценности , в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни , облегчают процесс нравственного существования человека.
  • К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования : добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех , что обусловливает их общечеловеческий статус.

  • Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
  • Важнейшие аспекты (стороны) морали:
  • а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
  • б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
  • в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
  • 3) Основные категории морали:
  • а) добро и зло;
  • б) долг и совесть;
  • в) справедливость;
  • г) честь и достоинство;
  • д) счастье.
  • 4) Нравственная культура личности и общества.
  • 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

Мировоззрение

  • Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
  • Структура мировоззрения
  • Знания Принципы Идеи Убеждения Идеалы Духовные ценности
  • Знания
  • Принципы
  • Убеждения
  • Идеалы
  • Духовные ценности
  • Исторические виды мировоззрения: мифологическое; теологическое (религиозное); философское. 
  • мифологическое;
  • теологическое (религиозное);
  • философское. 
  • Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности: преобладание произвольных связей; фрагментарность взглядов на мир; отсутствие целостности.
  • преобладание произвольных связей;
  • фрагментарность взглядов на мир;
  • отсутствие целостности.
  • Основные черты научного мировоззрения: логическая стройность; систематичность; универсальность; критичность; обоснованность.
  • логическая стройность;
  • систематичность;
  • универсальность;
  • критичность;
  • обоснованность.
  • Классификация типов мировоззрения по эмоциональной окраске Оптимистическое мировоззрение Пессимистическое мировоззрение
  • Оптимистическое мировоззрение
  • Пессимистическое мировоззрение

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Появление человека

Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека

Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:

связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)

биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)

Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.

Начало становления

рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия

австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия

человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад)

человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь

человек разумный (Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
на стадии корманьонца (40-50 тыс лет назад) - приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
Мог : организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.

В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:

развитие речи

сознания

формирование нравственных представлений

Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Цель и смысл жизни человека

Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое.

Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.

Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение.

В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:

Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.

Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Позиции некоторых философов

Аристотель . Смысл жизни - счастье.

Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании.

Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность.

Науки о человеке

рассматривают его в четырех измерениях:

Биологическое . Биология, генетика.

Психическое. Психология

Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.

Космическое . Мифология, религия, астрология, философия.


Человек как духовное существо

Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.

Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.

Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).

Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:

одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)

природе (природоцентризм)

Ч (антропоцентризм)

Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.

обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)

религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)

научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)

Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.

В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

У р о к 6

Цель: помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

П л а н:

1. Духовный мир человека.

2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

I. Работа по теме урока.

– Как вы можете объяснить, что такое «духовность»? Что значит «человек – существо духовное»?

– Правильно ли живет человек, чтобы считать себя духовным существом?

З а д а н и е. Запишите, какие качества присущи духовному существу. Составьте словесный портрет такого человека.

– Что такое духовный мир человека? Что мы в него включаем?

– Что значит «человек бездуховен»? Составьте словесный портрет бездуховного человека.

С раннего возраста мы слышим, что какие-то поступки хорошие, а какие-то – плохие.

Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения ее соответствия принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными и безнравственными.

– Что такое мораль? (П рименяется прием методики развития критического мышления – «корзина идей». Учащиеся наговаривают все, что они знают о морали.)

Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Ж. Фурье, французский философ, считал мораль прибежищем слабых и выражением бессилия человека.

К. Маркс утверждал, что нравственные установки отражают господство в обществе одной группы людей и стремление этой группы навязать свои взгляды всему обществу.

– Согласны ли вы с Ш. Фурье и К. Марксом? С вой ответ обоснуйте.

– Как вы думаете, когда возникли первые моральные установки и каковы они были?

В древности законов не существовало, люди поступали по обычаю. Постепенно в сознании человека появилось два элемента, на которых строится мораль, – совесть и долг.

– Что такое совесть?

Совесть – нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла.

– Что такое долг?

Долг – нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении.

З а д а н и е. Проанализируйте высказывания о долге и совести. Какое высказывание ближе вам и почему? Ответ обоснуйте.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к этому закону» (И. Кант, немецкий философ).

«Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А. С. Пушкин).

«Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и обезьяной» (Ч. Дарвин).

«Человек в силе уступает быку, в способности бегать уступает лошади, однако он заставляет людей жить сообща, в то время как бык и лошадь не обладают этой способностью. Благодаря чему люди могут жить сообща?

Отвечаю: благодаря разделению обязанностей.

Благодаря чему возможно это разделение?

Отвечаю: благодаря чувству долга» (Сюнь-Цзы, китайский философ).

«Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (М. Т. Цицерон, римский оратор).

З а д а н и е. Прочитайте сказку. Придумайте ее окончание.

У одного короля был сын. Звали его принц Фредерик. Принцу уже исполнилось 18 лет, но никто не учил его правильному поведению и добрым поступкам. Его очень избаловали, потому что других детей в семье не было. От природы у Фредерика было доброе сердце, и ничего особо плохого он не делал, просто не думал о других, никому не помогал, да и вести себя не умел: сидел развалясь, перебивал старших, надменно говорил с придворными.

Вдруг король получил известие, что его сосед созывает к себе молодых царевичей на смотр. У него не было наследника, и он хотел найти жениха для своей прекрасной дочери Эльзы. Он дал слово, что Эльза выйдет замуж за того, кто будет не только хорошо воспитан, но и понравится ей своим характером.

До смотра оставалось десять дней, и решено было созвать всех лучших учителей хороших манер, чтобы день и ночь заниматься с принцем. С утра до вечера принца постоянно учили, но него была плохая память, а правил было столько, что запомнить их не представлялось возможным. До отъезда оставалось только три дня, а поведение и манеры принца ничуть не улучшились. Тогда король созвал своих министров, и было решено обратиться к старому-старому мудрецу с просьбой выделить 50 самых главных правил, которые принц должен запомнить. Мудрец на это ответил так: «Можно сократить число этих правил до одного. Я научу принца Фредерика за один час».

Мудрец сказал принцу: «Для того чтобы быть не только хорошо воспитанным, но и просто хорошим человеком, ты должен запомнить только одно: другие ничуть не хуже тебя, поэтому всех их надо любить и уважать. Если ты будешь так думать, то все правила станут исполняться сами собой». Принц долго не мог понять, как, например, можно считать равным себе и даже полюбить противного карлика-шута или неприятного лакея. «А ты сделай так, – сказал мудрец, – ты помни, что они в действительности прекрасные принцы, которых заколдовала злая волшебница, не обращай внимания на горб и другие физические недостатки».

С этого момента принц Фредерик сильно изменился. Он поднял оброненный придворной дамой платок, поговорил с карликом, перестал кричать на лакея. Все заметили, что он стал скромным, ласковым, внимательным, не говорил того, что могло обидеть, а, наоборот, старался каждому сделать что-нибудь приятное…

В качестве домашнего задания учащиеся должны были подготовить материал о заповедях, существующих в мировых религиях. Можно заслушать сообщения учащихся о Конфуции, Будде, Моисее, Иисусе Христе.

Класс делится на 3 группы.

З а д а н и е. Каждая группа выступает с сообщением, подготовленным на уроке (что им известно, как бы они это объяснили, подтвердить фактами, примерами):

1-я группа – сообщение о понятии «идеал»;

2-я группа – сообщение о понятии «ценность»;

3-я группа – сообщение о понятии «мораль».

II. Закрепление изученного.

1) Работа с документом, с. 44–45.

2) Ответить на вопросы к документу.

Домашнее задание: §4, с. 45, вопросы № 1–4.

У р о к 7

ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО
(продолжение)

Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) способность к различным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.

– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.

Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.

Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.

– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?

Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е:

1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);

2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);

3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);

4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.

Домашнее задание: § 4.