Мозаика император юстиниан со свитой. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в. Как найти, сколько стоит, часы работы

Базилика Сан-Витале (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Удивительная базилика Сан-Витале - одна из наиболее значимых византийских церквей во всей Европе. Очень интересна ее конструкция, но еще более интересен интерьер, где можно увидеть потрясающие мозаики, подобные которым есть разве что в Турции.

Сан-Витале начали строить в 527 г. после того, как епископ Равенны вернулся из Византии. Церковь строили на деньги грека-процентщика и освятили в честь Виталия Миланского в 548 г. Внутренняя отделка создавалась разными авторами в 546-547 гг. Впоследствии конструкция базилики несколько видоизменилась: в частности, в 13 в. у неё появилась колокольня, а в 16 в. из-за угрозы затопления всю базилику целиком подняли над уровнем земли. Клуатр перестроили в середине 16 в. Колокольня была уничтожена в результате землетрясения, и ее отстроили заново в 17 в.

Базилика с 1996 г. входит в число восьми памятников Равенны, внесенных ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия.

Подробное описание каждого сюжета и картины в каждой части базилики может быть бесконечным и всё равно не передаст их красоты.

Первоначально внешний облик базилики был довольно сдержан и скромен. В общих чертах таковым он остается и сегодня. Это восьмиугольное сооружение с простыми и гладкими наружными стенами и барабаном-многогранником в классическом римском стиле. Изнутри стены отделаны мраморными плитами, но только снизу; пол также выложен простым плиточным узором.

Ещё одна достопримечательность базилики Сан-Витале - раннехристианские гробницы, которые помещены в галереях. Из них особенно выделяется мраморная гробница экзарха Исаака 5 в. Гробница декорирована рельефной резьбой с сюжетами из Ветхого Завета.

Интересна внутренняя конструкция купола: он держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Между главными столбами в ней размещены аркады в два яруса. Всё это создаёт удивительный эффект: внутри базилики, в самом центре, много света, тогда как в наружных галереях царит таинственный полумрак. Такая игра света максимально выигрышно подает мозаики в пресвитерии и апсиде базилики.

Сан-Витале отличается и другими специфическими особенностями конструкции, которые сделали эту церковь своего рода эталоном для последующих религиозных построек в стиле каролингского ренессанса. В частности, конструкция Ахенской часовни, которая считается главным шедевром этого архитектурного стиля, явно была спроектирована с учётом этих особенностей.

Что же касается внутренней отделки церкви, то ей можно любоваться не один час. По большей части помещение выложено мраморным орнаментом, но все окружности и своды выложены мозаикой в византийском стиле. В это время вся Италия пребывала под властью Византии, и при строительстве базилики Сан-Витале преследовали задачу показать всему Западу, насколько могущественна и развита эта держава.

На мозаиках Сан-Витале изображены раннехристианские сюжеты, портреты императора Юстиниана и его жены со свитой, фигуры ангелов и каноничные ветхозаветные сцены - такие как жертвоприношение Авеля, явление Моисею неопалимой купины и получение им скрижалей и т. п. Подробное описание каждого сюжета и картины в каждой части базилики может быть бесконечным и всё равно не передаст их красоты.

Базилика Сан-Витале и её мозаики

Практическая информация

Адрес: Via Argentario, 22.

Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте - до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - до 17:00.

Вход: полная стоимость единого билета «Мозаики Равенны» - 9,50 EUR, льготная стоимость - 8,50 EUR. Бесплатный вход для детей до 10 лет.

Мозаики церкви Сан-Витале. Равенна, Италия

Так же как и прочие равеннские храмы, церковь Сан-Витале выглядит сурово, аскетично. Ее шершавые толстые стены похожи на адриатические раковины-мидии. Ранние христиане не украшали свои храмы, приберегая всю роскошь для убранства интерьера. Мозаики 6-го века сохранились в алтарной части: Христос со святыми Виталием и Экклесием, сцены из Ветхого Завета и знаменитая парная композиция - торжественный выход императорской четы, Юстиниана и его супруги Феодоры, со свитой.

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

А. Блок



Фигуры утратили объем, а вместе с ним и материальность. Они превратились в плоские, наложенные на стену силуэты и кажутся невесомыми, бесплотными; под тяжелыми складками одежд не чувствуется тел. Лица отрешенные, строгие, взгляд огромных пристальных глаз завораживает.



Византийский художник призван был запечатлеть не сиюминутное, а вечное, не бренную материальную оболочку, а неизменную божественную сущность. Эта высокая духовная сосредоточенность искусства, неведомая античности, требовала обновления художественного языка. Поэтому из мозаик исчезает все переменчивое, иллюзорное, конкретное. На смену движению приходит торжественная застылость, на смену объему - четкий контур, строгий ритм линий. Плавные переходы цвета заменяются крупными цветовыми пятнами, причем каждый цвет имеет символическое значение. Так, золотой считался цветом божественности, пурпурный обозначал царственность, а синий был цветом знатности.




Казалось бы, нет жанра, менее близкого византийскому искусству, чем портрет. И тем не менее, одной из признанных вершин ранневизантийского искусства стал именно мозаичный портрет императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале. Собственно портретом в современном понимании изображение Феодоры назвать, конечно, нельзя: императрица никогда не бывала в своих итальянских владениях, и вряд ли авторы мозаики видели ее. Да и вообще, идея передать портретное сходство представлялась византийцам кощунственной. В изображении Феодоры - ее духовном портрете - византийские мастера воплотили свои представления о красоте. Прекрасно одухотворенное тонкое лицо императрицы с огромными гипнотизирующими глазами, великолепен ее наряд: жемчуга, рубины и изумруды украшают головной убор и оплечье, пурпурное одеяние заткано золотом.

А какой же была в действительности эта женщина в императорском пурпуре с нимбом святой вокруг головы? Дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, она начала свою карьеру с того, что выступала на ипподроме с весьма смелым номером "Леда и лебедь". Этот номер, который актриса придумала сама, по сей день пользуется успехом в стриптиз-клубах. В античном мифе Зевс, желая овладеть Ледой, принял образ лебедя. Обнаженная Феодора возлежала на сцене, а ее прелести были обсыпаны ячменными зернами. "Партнер" актрисы - большой белоснежный гусь - выклевывал зерна из складок ее тела, а зрителям казалось, что птица страстно целует женщину.





Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока - они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами - пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон - Евангелие, один из дьяконов - кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

Императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, - нимб. Слева от императрицы - придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа - дьякон и евнух, открывающий завесу.

Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.


Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.




Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой - на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.



Мы находимся в итальянском городе Равенна, напротив церкви Сан-Витале. Это очень значительная церковь 6 века. Очень старая. И она необычна тем, что это храм центрического типа. То есть, вся его структура строится вокруг центра, в отличии от базилики с ее продолговатой осью. Верно. Ведь при слове "церковь" мы представляем себе здание в виде креста, с длинным центральным проходом - нефом. А здесь его нет. Зато есть внутренняя галерея, окружающая пространство в центре. В этой конкретной церкви, на ее восточной стороне, есть также выступ с апсидой на конце. Снаружи видно, что у Сан-Витале восемь сторон, то есть, это восьмигранник. А над ним возвышается еще один, поменьше. Снаружи стены выложены кирпичом. Когда-то из этих кирпичей возводили древнеримские здания, а в 6м веке их брали оттуда и использовали снова. Стены усеяны окнами, и здесь это особенно важно, потому что внутри храм украшен просто великолепными мозаиками, которые сохранились со времен раннего Средневековья. И, конечно, зодчим хотелось, чтобы золото и яркие цвета мозаики сияли в лучах солнца. Давайте же зайдем внутрь и посмотрим. Итак, мы входим в церковь. Купол возвышается над нами. А полукруглые выступы, которые опираются на колонны, волнами движутся вокруг нас. Здание поддерживают массивные опоры, но при этом оно все равно выглядит изящно. Взгляните на то, как колонны на втором ярусе дублируют колонны на первом. Они обрамляют все пространство внутренней галереи внизу и возносятся ввысь на втором, верхнем ярусе. Но главное сокровище этой церкви находится в восточной части. Пойдемте туда. Восточный придел церкви Сан-Витале полностью покрыт мозаикой. Она состоит из крошечных кусочков цветного и позолоченного стекла, отражающих свет. Мы приближаемся к апсиде - вот этому полукруглому выступу. Здесь три огромных окна, а сразу над ними расположена большая мозаика. В центре мы видим Христа. В пурпурных одеждах он царственно восседает на земном шаре. Прямо под ним текут четыре реки рая, а по бокам стоят ангелы. В левой руке Христос держит книгу Апокалипсиса: на ней видны семь печатей. А правой рукой он протягивает венец святому Виталию, главному мученику этого города. В правой части мозаики изображен Экклесий, епископ Равеннский, который заложил этот храм и спонсировал его строительство. Вот он протягивает церковь ангелу, стоящему возле Христа. Вся апсида покрыта мозаикой с изображениями фигур, декоративных узоров. А для поверхностей, выложенных мрамором, плиты нарезали и составили так, чтобы получился красивый абстрактный рисунок. Городок, в котором был возведен столь роскошный храм, расположен вдали от столицы империи, но это подчеркивает его важность. Прямо над алтарем изображен Агнец Божий. Это один из символических образов Христа, поэтому у него есть нимб. Агнец воплощает идею жертвы Христа во имя спасения человечества. Агнец окружен лавровым венком, который символизирует торжество христианства. Венок держат четыре ангела, которые стоят на сферах, отсылающих нас к изображению Христа в апсиде. А здесь, на арке в начале алтарной части, мы вновь видим Христа, но теперь он уже старше. Да, в центре находится оплечное изображение Христа. Его окружает мандорла - радужное сияние. Вправо и влево от центра арки идут изображения 14 фигур, включая апостолов. Мы видим сцены из Ветхого Завета - в основном те, что предвосхищают жизнь Христа и его распятие, - а также сцены из Нового Завета. Колонны в храме очень декоративны. Они сделаны из высококачественного мрамора, привезенного с Востока. На мой взгляд, самое примечательное в них - то, что их создатели полностью отошли от классических ордеров. Эти колонны не дорические, не ионические, не коринфские. Ранние христиане старались создать свою архитектурную иконографию. А над капителью расположена так называемая "пята", которая помогает осуществить переход от колонны к арке. Две самые главные мозаики Сан-Витале находятся по обе стороны апсиды. На них изображены император Юстиниан и его супруга Феодора. На самом деле Юстиниан и Феодора никогда не приезжали в Равенну. Считается, что на мозаиках их изобразили для того, чтобы утвердить их власть над городом. Большую часть 5 века Равенна находилась под властью Теодориха, короля остготов. А Теодорих был арианином, то есть, он не признавал догматы Православия. Ариане верили в то, что Христос был создан Богом-Отцом, а значит, подчинялся ему в иерархии Троицы. В отличие от православных, они не считали Христа единосущным Богу-Отцу. Поэтому Юстиниан, правивший Византией в начале 6 в, отправил полководца Велисария в Италию, чтобы тот завоевал ее, отбил Равенну и восстановил там Православие. В итоге арианская ересь была подавлена, и здесь мы видим утверждение власти Византийской империи над Италией. Юстиниан показывает, что хоть сам он на Востоке, в Константинополе, но власть его сильна и здесь, в Равенне. Власть духовная идет рука об руку с политической и властью императора. Юстиниан стоит в центре, в пурпурных одеждах. Этот цвет ассоциировался с царской властью. Его окружают придворные, а также представители церкви и военные. Три центра власти: церковь, император и армия. Обратите внимание, что черты некоторых фигур более оригинальны. В изображениях Юстиниана и Максимиана больше индивидуальности. Весьма вероятно, что их современники узнали бы и других людей из окружения императора, но у нас нет точных сведений. А вот воины выглядят более безликими. Власть императора Юстиниана божественна, поэтому у него над головой нимб. Он протягивает сосуд для Евхаристии в сторону Христа в апсиде. Да, в этот сосуд помещали хлеб для таинства Евхаристии. Фигура Юстиниана расположена в центре композиции, в фронтальной позе впрочем, на этой мозаике все фигуры во фронтальных позах. Изображения схематичные, довольно условные, средневековые. Натурализм классической традиции остался в прошлом. И если присмотреться к фигурам, то станет ясно, что художников не слишком заботила точность пропорций. Ноги будто не чувствуют веса тела. Фигуры словно парят в пространстве вечности, а не стоят на земле. Рядом с Юстинианом мы видим епископа Максимиана - его имя написано сверху, хотя это поздняя вставка - и двух священников. В руках у Максимиана большой крест, украшенный каменьями, а одежды его тоже пурпурные, что связывает его с властью императора. В руках у священника, стоявшего рядом - Евангелие в богатом окладе, а у третьего - кадило. В целом на мозаике изображена процессия, которую император ведет для совершения таинства Евхаристии. И Евхаристия действительно свершалась в алтарной части церкви. По византийской традиции, фигуры на мозаике изображены на золотом фоне. Говоря "Византия", мы подразумеваем столицу империи, Константинополь, Теперь он называется Стамбул. Обратите внимание на тессеры - вот эти разноцветные стеклянные кубики. Многие из них золотые. Это что-то вроде бутерброда: лист золота всунут между двумя кусочками прозрачного стекла. Тессеры вставляют в стену под таким углом, чтобы свет красиво играл на них и отражался, оживляя поверхность, поэтому при свете свечей и лампад мозаика смотрелась совершенно изумительно. Давайте теперь посмотрим на противоположную стену, где изображена Феодора, супруга Юстиниана. Эта мозаика расположена справа от окон апсиды, прямо напротив изображения императора. Таким образом утверждается, что Феодора обладала властью, равной власти Юстиниана. Это была очень могущественная женщина, хотя она происходила из низшего сословия и якобы была даже гетерой. Сохранилось несколько ярких описаний ее прошлого. На мозаике она предстает в невероятно изысканных одеждах и украшениях с рубинами, изумрудами, сапфирами и огромным жемчугом. Над головой у нее нимб, как и у Юстиниана, но это свидетельствует не о ее святости, а о божественном происхождении ее власти. В руках у Юстиниана было блюдо для хлеба, для Евхаристии, а Феодора держит потир для вина, тоже для Евхаристии. И она тоже предстает в окружении, символизирующем имперский двор. Занавес поднят, и Феодора будто уже готова принять участие в таинстве Евхаристии. Византийские наряды поражают воображение. Создатели мозаики словно попытались перенести всю роскошь Константинополя сюда, в Равенну. Subtitles by the Amara.org community

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.


Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны (Jacopo Guarana).

Особенности архитектуры

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.
Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия.
Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени (флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Внутреннее убранство
Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.
В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.

Мозаики апсиды
Конха апсиды

Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.

В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.
Нижний уровень апсиды

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов (В. Н. Лазарев считает, что это были «царские портреты, рассылавшиеся в провинции Византийской империи для копирования»). Создание этих композиций было символом триумфа императора, вернувшего Равенну под византийский патронат.
Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.
Верхняя галерея и свод

Арочные проёмы верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Из под ног евангелистов вытекают ручьи чистой воды, символизирующей благую весть Евангелия, в этой воде купаются птицы и водные звери, в том числе цапля и черепаха. В основание арок помещены вазы, из которых растут виноградные лозы и, пе""реплетаясь, сходятся в замке арки у изображения креста.

Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр.5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Божественный Агнец, взявший на себя грехи мира («Agnus Dei, qui tollis peccata mundi» из римской литургии), венчает цикл мозаик пресбитерия, посвященный жертвам, приносимым людьми Богу.

Рядом с базиликой Сан-Витале расположен Национальный музей Равенны с собранием римских монет, византийской резьбы по кости. В собрании представлен цикл фресок эпохи Треченто, снятых из церкви Санта Кьяра. Имеется коллекция тканей и живописи XVII-XVIII веков. Внутренний двор музея украшен древнеримской и ранехристианской скульптурой: каменные кресты IV-V веков, саркофаги.












Янина БЕЛОШАПКИНА

Раннехристианское искусство. Равенна

Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

В период упадка некогда великого Древнего Рима небольшой итальянский городок Равенна неожиданно оказался в центре событий. Уже в 402 г. он превратился в столицу Западной империи, в 476 г. был завоеван Одоакром, а в 493-м сюда добрались остготы, создавшие свое королевство, столицей которого опять-таки стала Равенна.

Главой нового государства был провозглашен король Теодорих, считавший себя преемником римских императоров и даже присвоивший титул «Август». Он сохранил прежнее управление, старался следовать быту римлян, а воинская знать остготов осела на новых землях и даже частично слилась с римской аристократией. Стремясь превратить свою столицу в лучший город Италии и доказать, что она ни в чем не уступает Риму, Теодорих развернул в Равенне масштабное строительство. Но, увы, остготское королевство просуществовало здесь не более шестидесяти лет, и уже в 540 г. Равенна перешла под власть византийцев.

Этот город издавна обладал богатыми культурными традициями. Удачное географическое расположение способствовало возникновению торговых путей, которые связывали Равенну со всеми восточными государствами. Таким образом, в ее искусстве органично соединились западные и восточные элементы. Можно даже сказать, что в некотором смысле Равенна выполняла функции связующего звена между Римом, Миланом, Антиохией и Константинополем. Каждый новый властитель, попадавший сюда (а их было немало), стремился украсить ее, построить новые роскошные здания. Здесь возводили постройки Галла Плацидия, Валентиниан III , Одоакр, Теодорих, Юстиниан.

Особенно много новых интересных памятников появилось в Равенне во время правления Теодориха. Не сохранился, к сожалению, великолепный дворец, но зато до наших дней дошло довольно много культовых зданий, преимущественно арианских (арианство - течение в христианстве, отрицавшее учение о Троице, широко распространенное среди готов). Во многом эти строения имели черты античного стиля, но чем дальше, тем более явно проявлялись в них отголоски формирующегося стиля византийского.

Статья опубликована при поддержке фабрики зеркал "ZERIST" в Москве. Компания занимается созданием стандартных и эксклюзивных стеклянных конструкций - перегородки, зеркала, душевые, ограждения, лестницы, стеклянные двери , ступени, козырьки, балетные станки, скинали, стеновые панели, витражи, полы и потолки. Возможны розничные и оптовые заказы, экологичное и устойчивое к любому воздействию стекло, гарантия надёжности и качества. Посмотреть работы фабрики, информацию о предоставляемых услугах, цены и контакты Вы можете на сайте: http://zerist.ru/

Императрица Теодора со своим двором. Мозаика. Церковь Сан-Витале. VI в.

Одним из самобытнейших памятников Равенны этого периода является гробница Теодориха. Строгая и монументальная, она представляет собой двухэтажное центрическое сооружение из отесанных блоков истрийского известняка (что являлось признаком роскоши, ведь все прочие здания возводились из обожженного кирпича). По некоторым сведениям, мавзолей был построен еще при жизни остготского короля. Нижний этаж, десятиугольный в плане, состоит из десяти ниш с арочным завершением, а верхний, круглый, - несколько меньшего размера, так что над первым ярусом образуется обход. На нижнем этаже расположилась перекрытая сводами усыпальница. Однако праха Теодориха там нет - он был развеян.

В целом по типологии это вполне традиционный античный мавзолей, хотя во внутреннем убранстве уже можно отметить новые черты - например, никакое древнегреческое или древнеримское центрическое сооружение не могло иметь плоский потолок, это противоречило бы всем канонам античной архитектуры, тогда как в данном случае мы видим, что гробница Теодориха перекрыта не куполом, а каменным монолитом (причем до сих пор не совсем ясно, как строителям удалось установить этот монолит на крышу). Внутри монолита хорошо видна трещина, с которой связано местное предание. По легенде, Теодориху предсказали смерть от удара молнии. Однажды во время бури он решил укрыться от разбушевавшейся стихии в своем мавзолее, но молния прожгла каменный потолок и поразила еретика.

Культовое строительство в Равенне представлено строениями двух типов - это базиликальные и центрические сооружения. К числу первых относятся базилики Сант-Аполлинаре Нуово (святого Аполлинария Нового) и Сант-Аполлинаре-ин-Классе (святого Аполлинария в гавани). Сант-Аполлинаре Нуово несмотря на название принадлежит к числу старейших построек Равенны, она создавалась как придворный храм рядом с дворцом Теодориха. Вторая упомянутая церковь была построена несколько позже, уже при императоре Юстиниане I . Эта традиционная трехнефная базилика без трансепта, сложенная из обожженного кирпича, была возведена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария, который начинал здесь, в Классе, свою службу. Впрочем, впоследствии его прах перенесли в Сант-Аполлинаре Нуово. Среди центрических построек Равенны стоит выделить арианский баптистерий - небольшое восьмигранное купольное сооружение с приземистыми пропорциями, с низкими апсидами, и церковь Сан-Витале - также восьмиграннуюв плане.

Но все же особую славу стяжали Равенне здешние мозаики, соединившие в себе традиции разных народов и культур. Ничего подобного мы не найдем ни в каком другом городе мира, тем более что практически ни один из современных ему памятников Константинополя, Сирии и Палестины не сохранился. И даже с учетом того, что равеннские мозаики тоже сильно пострадали от времени и порой от неудачных реставраций, но сохранившиеся ансамбли вполне позволяют создать представление об их былом великолепии. Еще в VI в. римский писатель Венанций Фортунат так отозвался о фигурах, увиденных им на одной из мозаик: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей, и вся поверхность (мозаики. – Я.Б. ) пребывает в волнении, подобно водам морским».

Причем если в IV в. Равенна еще имела тесные связи с Римом и Миланом, славившимися своими прекрасными мозаичистами и некоторые мастера вполне могли приезжать сюда, то уже к началу VI столетия в Равенне начала складываться местная художественная школа. Хотя впоследствии многие мотивы из искусства Константинополя и Антиохии находили отражение в работах равеннских мозаичистов, но индивидуальная составляющая все же продолжала оставаться довольно сильной.

Мозаики и фрески в ранних памятниках порой не были самодостаточными, поэтому так часто мы можем встретить воспроизведение в живописной форме системы архитектурных членений (во многом пережитки этого периода сохранились и в более поздних памятниках - в Арианском баптистерии например) или представляли собой сплошные ковровые узоры. Первые христианские храмы оформлялись еще вне единой системы декорации, единой иконографический схемы, без определенного набора сцен и сюжетов, поэтому и набор мотивов, встречающихся в раннехристианских памятниках Равенны, отличается оригинальностью и разнообразием. В мозаичных ансамблях этого периода можно встретить как отголоски античного искусства (в декоративном оформлении часто чувствуется влияние мозаичной росписи полов римских дворцов, а некоторые фигуры являются прямым заимствованием из античных фресок), так и катакомбной живописи (символические изображения птиц и животных или получившая широкое распространение сцена «Христос - добрый пастырь»). Но уже в V в. начала складываться более определенная система декорации, наметились изменения и в стилистике: фигуры укрупнились, меньше места стало отводиться пейзажу и архитектурным деталям, глубокий темно-синий или золотой фон способствовал оптическому выделению персонажей.

Видимо, самые древние мозаики находятся в мавзолее Галлы Плацидии (вторая четверть V в.), в них довольно ощутимо проявляется влияние Константинополя - города, с которым Равенна не переставала поддерживать отношения на всех этапах своего существования, куда Галла часто ездила и где провела свои молодые годы. Возможно даже, что для оформления баптистерия был приглашен константинопольский мастер. Зато второй знаменитый мозаичный ансамбль этого времени - баптистерий православных - уже, безусловно, самобытен и демонстрирует независимость и высокое качество работы местных мозаичистов.

Замечательные мозаики сохранились в храмах Сант-Аполлинаре Нуово и Сан-Витале. Созданные при императоре Юстиниане, они уже в большей степени демонстрируют постепенный переход к торжественности и монументальности, которая будет характерна для византийского искусства.

Необычная индивидуальная культура Равенны на протяжении многих веков вдохновляла художников, поэтов и писателей. Но, пожалуй, лучше всех о ней сказал Александр Блок, в строках которого отражаются суть и дух искусства этого великого города:

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик...

Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег...

Далеко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал…