Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: «волчьи стаи» Вермахта. Секретные транспортные операции подводников третьего рейха Командиры немецких подводных лодок список

Появилась одна любопытная статья, которая еще раз доказывает, что британские СМИ в настоящее время являются лидером в раскрытии некоторых сенсационных секретов, которые нельзя игнорировать. В статье рассказывается о пропавшей немецкой подводной лодке времён Второй мировой войны - U-3523. Эта подводная лодка типа XXI и была одной из самых передовых и технически сложной подводной лодкой своего времени. Согласно историческим данным, она была потоплена британскими бомбардировщиками 6 мая 1945 года.

Субмарин такого типа, они ещё также назывались «электрическими лодками», было заложено предположительно 118 штук, и только четыре из них были полностью завершены, и только две официально спущены на воду. Эти подводные лодки были разработаны для автономного плавания под водой в течение нескольких недель.

Статья ссылается на возможность того, что одна из этих подводных лодок использовалась для перевозки нацистских бонз в Южную Америку, для этого на лодках были созданы все необходимые технические условия. В конце войны потопленную U-3523 не смогли окончательно опознать, и определить точное место где она затонула, но до сих пор ходят упорные слухи, что она вовсе не была потоплена. Получив незначительные повреждения, она смогла скрыться. По некоторым сведениям, совсем недавно все же лодка была обнаружена недалеко от датского города Скаген. Данную версию косвенно подтвердило Датское правительство заявив, что не было никаких признаков того, что на борту находятся какие-то высокопоставленные нацисты. Но есть свидетельства того, что даже после окончания войны некоторые немецкие подводные лодки исчезли бесследно, более 40 человек по-прежнему считаются пропавшими без вести. Что случилось? Рассекреченные американские разведывательные документы показывают, что слухи о побеге в Южную Америку могут быть чем-то реальным. В документах есть заявления очевидцев, что даже Адольф Гитлер лично в последние дни войны бежал в Аргентину! Как ЦРУ, так и ФБР одновременно опубликовали несколько документов, подтверждающих, что лидер нацистской Германии был в Колумбии и Аргентине после войны - есть даже фотография 1954 года, в которой он, как говорят, он запечатлен.

В архиве ФБР от 21 сентября 1945 года есть другие документы, в которых говорится, что почти через три недели после падения Берлина Адольф Гитлер на подводной лодке прибыл в Аргентину. Разумеется, что между Германией и Южной Америкой существовал скрытый и надежный трафик, поскольку Адольф Эйхманн был арестован именно в Аргентине в 1960 году. Но не только Америка, но и Антарктика, была целью немцев.

Сегодня относительно известна, но до сих пор загадочна история соединении подводных лодок в джунглях Амазонки, в секретном городе Аккор, в котором якобы обитает племя белых индейцев. Об этой невероятной истории рассказал Карл Брюггер, бывший зарубежный корреспондент ARD.

Карл Брюггер рассказал о «Хронике Акакора» и о встрече с одним человеком по имени Татунка Нара, как впоследствии удалось выяснить – немцем по национальности. Он почему-то изображал из себя представителя белых индейцев Амазонии. Этот странный человек, чье настоящее имя было Гюнтер Хаук прибыл в Амазонку из Кобурга. Так же в 1972 году Брюггер рассказал о якобы легендарных подземных городах и сооружениях, скрытых в джунглях Амазонки. О древних космических кораблях и немецких солдатах, которые бежали туда после войны на подводных лодках.

Давайте вкратце рассмотрим некоторые факты, которые позднее опубликовал Карл Брюггер в своей книге:

В нескольких интервью Татунка Нара сообщил о невероятной истории своего племени - Угы Монгуалалы, которое 15 000 лет назад было избрано космическими «богами». Согласно Татунке, у племени была книга или хроника, в которой эти древние традиции передавались из поколения в поколение. В древние времена, перед огромной катастрофой, поверхность земли должна была быть абсолютно ровной. В это время, много тысяч лет назад, в небе появились блестящие золотые корабли. Пришельцы, пришедшие на этих кораблях, сказали землянам, что они прибыли на землю с другой планеты. Они предупредили жителей Земли о том, что каждый 6000-лет на Земле происходит катастрофический катаклизм, который стирает с лица земли предыдущую земную цивилизацию.

Согласно традициям Угы Монгуалалы, «боги» космических пришельцев имели вид белокожих людей с сине-черными волосами, плотными усами и шестью пальцами на руках и ногах. Сегодня эта особенность сохранилась у некоторых южноамериканских племен, таких как Ваорани в Эквадоре. Члены этого племени, как правило, очень энергичны и агрессивны. Врачи отметили, что у этого народа никогда не бывает рака, сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, аллергии или других известных заболеваний. Так что, некоторые расы людей происходят непосредственно от древних космических «богов»? Есть легенды о доисторических белых гигантах, которые правили всей землей, и они описываются как очень сильные и жестокие.

Из рассказа Татунка Нара стало известно, что у пришельцев из космоса были мощные инструменты, которые казались землянам подобием магии, с помощью которых они могли поднимать даже самые тяжелые камни, бросать молнии и скалы делать жидкими! Белые боги цивилизовали коренные племена и при помощи своих орудий и инструментов построили большие города - Аканис, Акакор и Акахим! Эти города до сих пор остаются неоткрытыми в густых джунглях Амазонки. Мать Татунка, была немкой по имени Reinha вышедшая замуж за вождя Ugha Mongualala. До войны она побывала в Германии, где у нее были контакты с высокопоставленными представителями Третьего рейха, а затем якобы вернулась обратно, но с тремя немецкими чиновниками. После долгих переговоров, лидеры Германии и Akakor заключили союз. А в 1945 году тысячи немцев при помощи подводных лодок были перевезены в Akakor. В 1972 году, во время встречи Brugger с Tatunca, более 2000 немцев проживало в Akakor! Неизвестно, что случилось позже с этим народом.

Следует отметить, что данная история сейчас считается полностью выдуманной, так как впоследствии выяснилось, что Татунка Нара на самом деле был немцем по имени Гюнтер Хаук из Кобурга, который скрывался в Амазонских джунглях, толи от кредиторов, толи от полиции.

Тем не менее, возникает вопрос, где Гюнтер Хаук, псевдоним Татунка Нара, услышал всю эту историю. Знал ли он о книгах Эриха фон Деникена? Или он встретил немецкого продавца в Бразилии, который рассказал ему об этом? Вы не просто думаете о чем-то подобном …

К сожалению, мы вряд ли узнаем, настоящую историю, об упомянутых подземных объектах Akakors или немецких летательных дисках. Хотя Гюнтер Хаук все еще живет в Бразилии в регионе Барселуш, он не может рассказать ничего большего, чем то, что он уже сказал. Пусть эта история останется. Слухи о туннельных системах по всей Южной Америке идут уже давно и, предположительно, с 19-го века немецкие эмигранты начали их исследовать и колонизировать!

Дальнейшие свидетельства о побеге высшего нацистского руководства Германии предоставляются заявлениями и фотографиями в Мар-дель-Плата в Аргентине. Вероятно, был хорошо скоординированный путь для контрабанды нацистских бонз. Среди них были Адольф Гитлер и Ева Браун?

Капитан подводной лодки U 997 Карл Хайнц Шеффлер был арестован вместе со своей подводной лодкой в Аргентине через несколько месяцев после окончания войны. В своих интервью он рассказывал о беспрецедентном побеге нацистов. Союзники неоднократно задавали вопросы о местонахождении Гитлера и подробности его побега - знали ли они, что он убежал? В книге «История подводной войны» историк-военно-морского флота Леонсе Пейллард писал, что с начала апреля по начало мая 1945 года около 60 подводных лодок типа XXI (электрические лодки) покинули немецкие порты, а не две, как официально было объявлено. Электрические лодки прошли курсом на Норвегию, а затем бесследно исчезли. Позднее эти подводные лодки были записаны как потерянные или потопленные. Имеются данные о том, что немецкое руководство разработало планы по созданию Четвертого рейха после окончания Второй мировой войны. Если верить утверждениям некоторых историков, то некоторые из этих планов действительно были реализованы на практике. В аргентинских газетах есть сообщения о том, что немецкие подводные лодки все еще стоят на якоре в Аргентине в сентябре 1946 года.

Задолго до Второй мировой войны Германия приобрела большие участки земли, по всей Южной Америке которые сих пор находится в собственности Германии. В аргентинских документах можно прочитать, что в то время в Латинской Америке жили как минимум два миллиона немецкоязычных людей. Большинство из них в Бразилии (50%), Аргентине (25%) и Чили (25%). Еще в 1950-1975 годах в сельской местности было принято говорить на немецком языке, хотя португальский язык был официальным. Бывшие национал-социалисты, скорее всего, были в Парагвае. Они там встречались с немецкими эмигрантами, которые уже обосновались в 19 веке - в этом уже устоявшемся сообществе. В Бразилии сегодня более 5 миллионов немцев, австрийцев, люксембуржцев и швейцарцев. В Аргентине насчитывают не менее трех миллионов человек. Меньшие общины также существуют в Чили, Перу, Уругвае и Венесуэле.

Хотя только немногие беглецы когда-либо раскрывали свое прошлое, историки оценивают количество национал-социалистов, которые смогли бежать, по крайней мере, до 9 000! Это число было недавно обнаружено после изучения секретных документов в Бразилии и Чили. Среди беглецов были немцы, хорваты, украинцы, русские и другие западноевропейцы, ставшие национал-социалистами. Из этих 9 000, по меньшей мере 5000 человек выехали в Аргентину, 2000 в Бразилию и около 1000 в Чили, а остальные были распределены в Парагвай и Уругвай. У исследователей число 9000 стоит под большим сомнением, по разным оценкам, их число могло достигать до 300 000 человек, которые уехали за границу. Секретные документы показали, что тогдашний президент Аргентины Хуан Перон продал 10 000 чистых паспортов профашистской организации ОДЕССа. Перон был рад приветствовать тысячи хорошо образованных немцев в Аргентине. С немецкими подводными лодками, вероятно, немецкие технологии и технологии пришли в Аргентину.

Также Хуан Перон дал приказ разведке и дипломатам спланировать специальные маршруты эвакуации - так называемые «крысиные тропы». Таким образом, тысячи офицеров СС и членов партии могли спокойно покинуть Европу через Испанию и Италию. По данным аргентинской писательницы Уки Гони, национал-социалисты могли спокойно отправиться в Аргентину с использованием паспортов Красного Креста, выпущенные Ватиканом. Таким образом Эйхман прибыл в Аргентину, как «Рикардо Клемент». В Бразильском национальном архиве записано, что только между 1945-1959 гг. В Бразилии поселилось 20 000 новых немцев. Около 800 сотрудников СС прибыли с этими паспортами в Аргентину. Что случилось с ними позже?

В южной части Аргентины сейчас есть провинции с преобладающим немецким большинством, там есть известное место под названием Вилла Генерал Бельграно, которая была основана ими в 1930 году. С 1960 года также проводится фестиваль Октоберфест, который сегодня является одной из великих достопримечательностей Аргентины. Около 660 000 аргентинцев сегодня считаются потомками первых немецких поселенцев, что составляет около 2% от общей численности населения страны. Здесь все еще нет австрийцев, швейцарских или русских немцев. В Боливии сегодня насчитывается около 375 000 жителей с немецкими корнями, что составляет не менее 3% от общей численности населения. В Чили в настоящее время официально проживает около 500 000 человек с немецкими корнями, что также составляет 3% от общей численности населения. В Парагвае насчитывается не менее 300 000 жителей, родившихся в Германии, а в Перу более 160 000 человек.

В Парагвае есть площадь под названием Nueva Germania (Новая Германия), основанный в 1887 году немецким поселенцем Бернхард Ферстер, он был женат на Элизабет Ферстер-Ницше, сестре философа Фридриха Ницше! Фурстер хотел продемонстрировать в тогда еще новом мире, что можно было бы также закрепить германское общество и его культуру. Согласно его собственным заявлениям, он основал поселение, чтобы избежать влияния евреев в Европе. Есть еще 2500 потомков первых немецких поселенцев, некоторые из которых до сих пор говорят по-немецки, и многие местные памятные вещи выставлены в местном музее. В Аргентине, вилла General Belgrano - самый большой немецкоязычный город, в Бразилии - Блуменау и Помероде, а в Парагвае - Фернхайм. Согласно новой статистике, чуть меньше 4000 немцев эмигрировали в Южную Америку в 2016 году.

Также ходят слухи, что даже немецкие политики любят поселяться в Парагвае, после ухода в отставку, когда все рушится - другие называют это изгнанием. Политические поставки из этой страны невозможны, и поэтому Парагвай уже давно стал конечным пунктом для бегства немцев, но также эмигрирует там по политическим соображениям, поскольку в Парагвае нет никаких обязательств по регистрации. В стране проживает около 7 миллионов человек, около 6% граждан являются иммигрантами немецкого происхождения, и почти все жители являются христианами. Страна субтропическая и часто сравнивается с Флоридой или Калифорнией, так как она зеленая в течение всего года. Стоимость проживания сравнительно низкая от 600 евро в месяц небольшая семья может оставаться там хорошо жить. Некоторые секреты Южной Америки все еще неясны:

Что на самом деле произошло после окончания Второй мировой войны в Антарктиде и Южной Америке? Существуют ли действительно секретные туннельные системы и куда они ведут? Где пропали все эти пропавшие немецкие подводные лодки, солдаты и поселенцы? Все пока неясно.

Нацистские подводники для своих субмарин выбирали эмблемы, наносимые на рубки. Названия подлодок начинались на букву «U». За всю 2-ю мировую войну войну ими было потоплено много кораблей. Общий тоннаж составляет около 15 миллионов тонн.

Фото: Немецкая подводная лодка с эмблемой на рубке

Первенство по этому держали капитаны Третьего Рейха Отто Кречмер и Вольфганг Лют, уничтожившие по 47 судов каждый, командуя экипажами подводных лодок. Менее их потопили кораблей Ганс Ениш и Эрвин Ростин (по 17). Альбрехт Ахиллес, погибший около Бразилии в апреле 1945 года, на своей подлодке U-161 торпедировал 15 судов. Следующий герой подводной войны - Клаус Баргштен попал в плен к американцам в 1943 году, а его лодка U-521 утопила морской охотник. Этот капитан-лейтенант атаковал и уничтожил 5 кораблей.

Йост Метцель, капитан 3-го ранга пришел в военный подводный флот из торгового. На его счету 11 потопленных судов. Субмарина "U-69" с эмблемой «смеющаяся корова» на рубке однажды в мае 1941 года «гуманно» потопила американский сухогруз «Робин Мур», предупредив заранее о торпедной атаке экипаж его и даже снабдив продуктами моряков, высадившихся в шлюпки. Метцель лично попрощался с капитаном американского судна, указал куда ближе плыть к берегу. В феврале 1943 года субмарину U-69 глубинной бомбой потопил эсминец Великобритании, отправив весь ее экипаж на дно. Йост Метцель уже не служил на подлодке, уйдя в августе 1941 года в инструкторы по боевой подготовке моряков.

Подводный флот Третьего Рейха времен Второй мировой войны подразделялся на несколько видов. Были субмарины атлантические и прибрежные, для выполнения специальных задач, минные, сверхмалые, подлодки снабжения, и т. д. Широко применялись в третьем рейхе грузовые подводные лодки. Командование подводным флотом включало 2 отдела – Организационный и Оперативный. Первый занимался вопросами вооружения, ремонта, снабжения, в общем работой рутинной, тогда как второй в основном планировал боевые операции в Атлантике (и других океанах) и руководил ими. Базы подводного флота находились в нескольких странах, включая, кроме Германии, Норвегию и Францию. О базе подводных лодок нацистов в Антарктиде достоверных данных на данный момент нет.

Фото: Подлодка Третьего Рейха

Подводная лодка U-1 Германии спущена на воду в июне 1935 г. Совершив всего два похода, погибла в Северном море в 1940 году вместе с экипажем 24 человека. Вторая немецкая подводная лодка U-2, построенная тоже в 1935 году, также, дважды выйдя в море, затонула, столкнувшись со своим же надводным траулером. Половина экипажа спаслась. Это были малые подводные лодки. Средняя U-100 появилась в составе Кригсмарине в мае 1940 г. После шести боевых походов была потоплена британскими эсминцами около Исландии. Почти весь экипаж погиб.

Океанская подлодка U-200, спущенная на воду в августе 1942 года, совершив 1 боевой поход, была подбита глубинными бомбами с самолета, затонув тоже около Исландии. 68 нацистов ушли на дно.

Средняя U-400, постройки 1942 года, в марте 1944 года вышла на боевое патрулирование, но подорвалась на минном поле, унеся в пучину весь экипаж около полуострова Корнуэлл.

Такова судьба некоторых субмарин Третьего Рейха. Всего их было построено более тысячи. В Атлантике постоянно рыскали до начала 1943 года «волчьи стаи» «Папы Карло» из нескольких десятков немецких подводных лодок, ища добычу (караваны). В середине войны СВЧ-излучение радаров, применяемое американскими и английскими моряками, позволяло обнаруживать «непотопляемых Пиноккио» на дальних расстояниях. Инженеры Рейха в ответ придумали покрывать корпуса субмарин специальной оболочкой, поглощающей излучение радаров, но близился конец войны, и новые 8 подлодок 23 серии повоевали очень мало.

Сегодня одна из последних субмарин U-995 стоит на суше (на берегу Кильского фьорда) как памятник о тысячах немецких моряков, не вернувшихся на базы.

Фото: U-995 на вечной стоянке в Лабё (германская коммуна, в землях Шлезвиг-Гольшнейн)

Лишь к 1944 году союзникам удалось уменьшить потери, наносимые их флоту немецкими подводниками

Германские субмарины Второй мировой были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак…

Цель - Британия

К осени 1939 года Германия обладала весьма скромным по размеру, хотя и технически совершенным военным флотом. Против 22 английских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить лишь два полноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так называемых «карманных» - «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего шесть орудий калибра 280 мм - при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды Второй мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») - полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий - достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого сражения на море с могучим британским флотом этого было, конечно, мало. Что и подтвердилось спустя два года во время знаменитой охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с мощным вооружением и отлично подготовленной командой был попросту затравлен численно превосходящим противником. Поэтому Германия изначально делала ставку на морскую блокаду Британских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров - охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

Англия прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, особенно США, которые были ее основным «снабженцем» в обе мировые войны. Кроме того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, а также не допустить высадки британских десантов на континенте. Однако успехи надводных рейдеров Германии были кратковременными. Их врагом были не только превосходящие силы флота Соединенного Королевства, но и британская авиация, против которой могучие корабли были почти бессильны. Регулярные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они практически бесславно погибли во время налетов или простояли в ремонте до самого окончания войны.

Основным силой, на которую полагался Третий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, менее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в несколько раз дешевле, субмарина требовала меньше топлива, ее обслуживал небольшой экипаж - при том, что она могла быть не менее эффективней самого мощного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были пригодны всего 26. Однако уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Среди них - британские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Еще один британский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел лишь благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали раньше времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (G?nther Prien) проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это заставило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других крупных боевых кораблей, которых теперь тщательно охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое изначально негативное мнение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их массовое строительство. В течение следующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, учитывая потери и необходимость ремонта поврежденных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок - только к середине войны их количество превысило сотню.

Главным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в Третьем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl D?nitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир запретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, затем в эксперта по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера…

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен одновременно командиром 1-й подводной флотилии и получил странное звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное назначение: подводный флот по сути был его детищем, он создал его с нуля и превратил в мощнейший кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпусках школы подводников, создал для них специальные санатории. За все это он пользовался огромным уважением своих подчиненных, которые прозвали его «папой Карлом» (Vater Karl).

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новую тактику охоты на корабли противника. До этого момента подводные лодки всех стран мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая атакует противника группой, решил применить групповую тактику в подводной войне. Вначале он предлагает метод «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки спешили ей на помощь.

Следующей идеей была тактика «круга», при которой лодки располагались вокруг определенного участка океана. Как только в него входил вражеский конвой или боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего внутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех сторон сближаться к обреченным мишеням.

Но самым известным стал метод «волчьей стаи», непосредственно разработанный для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало его сути - именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Лучшие из лучших

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.

Для противодействия союзники сосредоточили свыше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту высадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Несмотря на то, германская промышленность наращивала выпуск подводных лодок, все меньше экипажей возвращались из похода с удачей. А кто-то не возвращался вовсе. Если в 1940 году были потеряны двадцать три, а в 1941 году - тридцать шесть субмарин, то в 1943 и 1944 потери выросли, соответственно, до двухсот пятидесяти и двухсот шестидесяти трех подлодок. Всего за время войны потери немецких подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было в три раза меньше, чем число потопленных ими судов противника, что доказывало высокую эффективность подводного флота.

Как и на любой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым знаменитым на всю Германию подводным корсаром. На его счету тридцать кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно создало его культ - и Прин начал получать целые мешки писем от восторженных поклонников. Возможно, он бы смог стать самым удачливым германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После этого список немецких глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил сорок четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют (Wolfgang L?th) - 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) - 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) - 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который вместе со своей U-96 стал персонажем художественного фильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не погиб во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, а также стал командиром первого немецкого корабля с атомным реактором. Его же лодка, после злополучного потопления прямо на базе, была поднята, ходила в походы (но с другим экипажем) а после войны была превращена в технический музей.

Таким образом, германский подводный флот оказался наиболее удачливым, хотя и не имел столь внушительной поддержки надводный сил и морской авиации, как британский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

«Летучие голландцы»

Романтический ореол героев с одной стороны - и мрачная репутация пьяниц и бесчеловечных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Однако напивались вдрызг они только один раз в два-три месяца, когда возвращались из похода. Именно тогда они были на глазах у «общественности», делающей поспешные выводы, после чего уходили отсыпаться в казармы или санатории, а затем в совершенно трезвом виде готовились к новому походу. Но эти редкие возлияния были не столько празднованием побед, сколько способом снять чудовищный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже несмотря на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психологический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к койке.

Первое, с чем сталкивались подводники, только-только вышедшие в море, - страшная теснота. Особенно этим страдали экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесными по конструкции, вдобавок набивались под завязку всем необходимым для дальних походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, поэтому отдыхать и принимать пищу экипажу приходилось где придется. Чтобы взять дополнительные тонны топлива, его закачивали в цистерны, предназначенные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким образом, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине немецкие подводники никогда не спасали своих жертв, отчаянно барахтающихся посреди океана. Ведь разместить их было просто некуда - разве что засунуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация бесчеловечных извергов.

Чувство милосердия притуплялось и постоянным страхом за свою собственную жизнь. Во время похода приходилось постоянно опасаться минных полей или вражеской авиации. Но самым страшными были вражеские эсминцы и противолодочные суда, а точнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог разрушить корпус лодки. При этом можно было только надеяться на быструю смерть. Гораздо страшнее было получить тяжелые повреждения и безвозвратно падать в пучину, с ужасом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться внутрь потоками воды под давлением в несколько десятков атмосфер. Или хуже того - навсегда лечь на мели и медленно задыхаться, понимая при этом, что никакой помощи не будет…


Подводные лодки. Враг над нами

В фильме рассказывается о беспощадной и жестокой войне подводных лодок в Атлантике и на Тихом океане. Использование противниками последних достижений науки и техники, быстрый прогресс в радиоэлектронике (применение сонаров и противолодочных локаторов) сделали борьбу за превосходство под водой бескопромиссной и захватывающей.

Военная машина Гитлера - Подводные лодки

Документальный фильм из серии "Военная машина Гитлера" расскажет о подлодках - бесшумном оружии Третьего Рейха в битве за Атлантику. Разрабатывавшиеся и строившиеся в секрете, они были ближе к победе, чем любое другое Германии. За время Второй Мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых корабля и транспортных судна союзников. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота. Германские субмарины были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак. Это время будет справедливо назвать периодом расцвета тактики "волчьих стай", которая была непосредственно разработана для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало ее сути- именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя, параллельно его курсу сосредотачивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивавлась на позиции для нового удара.

Подводную лодку можно сравнить с волком - постоянно в движении и в поисках добычи. До второй мировой войны субмарины действовали в основном поодиночке, но одинокий волк всегда слабее волчьей стаи. Тотальную коллективную охоту первыми начали подводные лодки Третьего рейха . Результаты превзошли все ожидания.

Немецкие подводные лодки 30-х и 40-х годов были не хуже американских или британских. Главной причиной небывалой эффективности действий подводников « » была новая тактика подводной войны - «волчьи стаи ». Эти слова заставляли покрываться холодным потом моряков Англии и Америки, отправлявшиеся в смертельно опасное плавание из нового света в старый. Атлантические морские пути превратились в дороги смерти усеянные останками тысяч кораблей и судов союзников.

Автором идеи «волчьих стай » был адмирал Карл Дёниц сын обыкновенного прусского инженера. Офицер кайзеровского флота Карл Дёниц стал командиром в начале 1918 года. После войны Дёнис вернулся на флот, точнее на то, что от него осталось.

Время радикальных перемен началось в 1935 году. Гитлер отказался выполнять условия Версальского договора. Третий рейх начал восстанавливать подводный флот . Карл Дёниц был назначен начальником подводных сил. К 1938 году он завершил разработку тактики действия подводных лодок при помощи применения подводными лодками групповой тактики и досконально описал новую стратегию подводных сил в целом. Ее формула предельно лаконична - подрыв торговых и экономических перевозок равнозначных военному положению противника, с максимальной масштабностью и молниеносностью. У противников адмирала Дёница такая тактика получила название «волчьей стаи». Главными исполнителями этих планов и должны были стать подводные лодки .

Каждая «волчья стая» в среднем состояла из 69 подводных лодок . После обнаружения морского конвоя на его пути сосредотачивались несколько субмарин , которым следовало производить атаки в ночное время из надводного положения, благодаря низкому силуэту в темноте субмарины были почти незаметны среди волн, а днем обгонять тихоходные суда, пользуясь преимуществом в скорости надводного хода, и занимать позицию для новой атаки. Погружаться следовало только для прорыва ордера противолодочной обороны и уклонения от преследования. При этом подлодка обнаружившая конвой, сама не атаковала, а поддерживала связь и сообщала данные в штаб, который на основании полученных данных координировал действия подводных лодок . Эти факторы позволяли бить по транспортам без перерывов вплоть до их полного уничтожения.

немецкие подводные лодки - «волчьи стаи»

строительство

Grossadmiral Karl Dönitz

U-boats в Киле

атака с воздуха

битва за Атлантику проиграна

немецкая подводная лодка 23 серии

Задачи субмарин в новой войне были определены. Теперь нужно было создать флот способный их решить. Адмирал Дёниц считал наиболее эффективными средние лодки типа VII, водоизмещением около 700 тонн. Они относительно недороги в производстве и незаметнее подводных лодок больших габаритов и наконец, менее уязвимы для глубинных бомб. Подводные лодки седьмой серии на деле показали свою эффективность.

В конце 30-х адмирал Дёниц доказывает, что триста единиц подводных лодок выиграют войну с Британией, но выпуск субмарин не увеличивался. К началу второй мировой у него было всего 56 подводных лодок, двадцать две из которых могли эффективно действовать в океане. Два десятка вместо трехсот, поэтому известия о начале польской кампании Адмирал Дёниц встретил нецензурной бранью. Тем не менее, немецким подводникам в первый год войны удавалось наносить невиданный ущерб англичанам. К началу октября 1941 года союзники потеряли почти 1300 кораблей и судов, причем теряли вдвое быстрее, чем строили. Немцам помогали и новая революционная тактика и новые порты во Франции. Теперь не надо было с риском пересекать Северное море, где по-прежнему господствовал британский флот.

В январе 1942 года немецкие приступили к операциям в прибрежных и территориальных водах США. Американские города по ночам были не затемнены. Курорты сияли огнями ресторанов, баров и танцплощадок, а и шли без какого-либо охранения. Число потопленных судов ограничивал лишь запас торпед на подводных лодках U-boat . Например, подводная лодка U-552 за один поход уничтожила 7 кораблей.

Результативность немецких подводных сил включала в себе не только передовую тактику, но и высокий уровень профессиональной подготовки. Адмирал Дёниц создал из офицеров подводников особую привилегированную касту - «непотопляемые Пиннокио » совавшие свой длинный нос во все уголки мирового океана, а своего крестного отца звали «Папа Карл ». Не только командиры, но и все члены экипажа проходили предельно интенсивную подготовку. Учеба сменялась практической службой на подводных лодках. После походов курсанты возвращались в учебные классы, потом опять стажировка. В результате матросы и унтер-офицеры полностью владели профессией. Что касается боевых командиров подводных лодок , они знали свой корабль и его возможности досконально.

К лету 1942 года мечты «Папы Карла» о большом подводном флоте стали реальностью. К августу в нем числилось 350 единиц U-boat. «Волчьи стаи » увеличились, теперь в каждой из них могло быть до 12 субмарин. Кроме того в их составе появились подводные лодки снабжения «молочные кухни» или «дойные коровы» на жаргоне немецких моряков-подводников . Эти подводные лодки «кормили волков» топливом, пополняли боезапас и провиант. Благодаря им активность «волчьих стай» в океане повысилась. К 1942 году боевые «достижения» немцев в Атлантике составляли более 8000 судов, потеряв при этом только 85 субмарин.

Начало 1943 года время последних триумфальных подводных побед «ассов» Дёница. За ними последовал катастрофический разгром. Одной из причин их разгрома стало усовершенствование радара. В 1943 году союзники перешли на сантиметровое излучение. Немецкие моряки были потрясены. Германия радиолокацию в сантиметровых диапазонах считала невозможной в принципе. Понадобился год пока «подводные волки » научились чувствовать излучение новых приборов. Эти месяцы и стали фатальными для стай «Папы Карла ». Радар вскоре стал обязательным элементом комплектации противолодочных самолетов и кораблей союзников. Глубина перестала быть безопасным местом для субмарин.

Второй причиной поражения подводников «Kriegsmarine » стала индустриальная мощь США. Количество построенных кораблей во много раз превышало число потерянных. В мае 1943 года в своем донесении Гитлеру, адмирал Дёниц признал, что битва за Атлантику проиграна. Начался лихорадочный поиск выхода из тупика. Что только не пробовали немецкие инженеры. Немецкие подводные лодки покрывали специальной оболочкой для поглощения лучей радара. Это изобретение стало предтечей технологии «стэлс».

К концу 1943 года подводники Дёница уже с трудом сдерживали натиск противника, а конструкторы строили подводные лодки XXI и XXIII серии. У этих субмарин должно было быть все, чтобы переломить ход подводной войны в пользу Третьего рейха. Подводные лодки XXIII серии удалось подготовить лишь к февралю 1945 года. Восемь единиц приняли участие в боевых действиях, не понеся никаких потерь. Более мощные и опасные подводные лодки XXI проекта вступали в строй слишком медленно - до конца войны только две. Для «волков» нового поколения была придумана и новая тактика, но самое важное их оборудование позволяло отличать отдельные цели в конвое с глубины 50 метров и атаковать противника без всплытия на перископную глубину. Новейшее торпедное оружие - акустические и магнитные торпеды, были под стать подводным лодкам, но было слишком поздно. Последними операциями

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

Недостроенные немецкие подводные лодки типа XXI на слипах №5 (на переднем плане)
и №4 (справа вдали) верфи AG Weser в Бремене. На фото во втором ряду слева направо:
U-3052, U-3042, U-3048 и U-3056; в ближнем ряду слева направо: U-3053, U-3043, U-3049 и U-3057.
Справа вдали – U-3060 и U-3062
Источник: http://waralbum.ru/164992/

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

Скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

Скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).


Кильватерная колонна немецких подводных лодок (тип II-A) в море во время маневров, 1939 год
Источник: http://waralbum.ru/149250/

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).


Офицеры кригсмарине осматривают британскую подводную лодку «Сил» (HMS Seal, N37),
захваченную в проливе Скагеррак
Источник: http://waralbum.ru/178129/

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).


U-48 - наиболее успешная германская подлодка. На снимке она находится
почти на половине пути к своему конечному результату,
как это показано белыми цифрами
на рубке рядом с эмблемой лодки («Трижды черный кот»)
и персональной эмблемой капитана подлодки Шульце («Белой ведьмой»)
Источник: http://forum.worldofwarships.ru

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).


Линейный корабль «Royal Oak»
Источник: http://war-at-sea.narod.ru/photo/s4gb75_4_2p.htm

Командир немецкой подводной лодки U-47 капитан-лейтенант
Гюнтер Прин (Günther Prien, 1908–1941) раздает автографы
после потопления британского линкора «Royal Oak»
Источник: http://waralbum.ru/174940/

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.


Немецкая подводная лодка (тип VII-B) во время боевого похода
подходит к кораблю для обмена грузами
Источник: http://waralbum.ru/169637/

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.


Британский эсминец HMS Forester, 1942 год